Смута начала XVII в истории России

В условиях недовольства правлением Бориса Годунова среди населения распространяются ожидания перемены царствования и появления «доброго царя». На волне народных ожиданий в 1602 г. в ВКЛ появился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Позднее московские власти установили, что это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Возможно, с детства подготавливаемый боярами Романовыми, Григорий сам верил в свое царское происхождение. Заручившись поддержкой магнатов Речи Посполитой, Лжедмитрий в октябре 1604 г. с горсткой наемников и казаков двинулся на Москву. В России самозванец нашел всеобщую поддержку, народ искренне верил в спасение царевича. Города один за другим переходили на сторону самозванца, его войско очень быстро росло.

Борис Годунов совершенно неожиданно умер 13 апреля 1605 г., его наследником объявили 16-летнего сына Федора. Править ему довелось недолго. 1 июня 1605 г. в Москве появились посланцы Лжедмитрия Плещеев и Пушкин с «царской» грамотой. В ней самозванец «прощал» население Москвы за их присягу Годуновым, обещал льготы и милости, но для этого требовал устранить Годуновых. Призванный боярин Василий Иванович Шуйский, испугавшись, заявил, что Годунов хотел убить царевича, но его спасли, а вместо него похоронили другого человека. Ворвавшиеся во дворец дворяне после издевательств арестовали семью Годунова. Позднее Федор Борисович и его мать были убиты. В Москву же на престол был приглашен Лжедмитрий. 20 июня 1605 г. он въехал в столицу.

Но очень скоро обнаружилась ненадежность положения «царя Дмитрия Ивановича». Из-за многочисленных раздач денег и земель быстро опустела казна. У царя даже не нашлось средств, чтобы послать приданое невесте, Марине Мнишек. Православная церковь с недоверием относилась к царю, оказавшемуся на престоле с польской помощью и небезосновательно подозреваемому в тайном католичестве. Крестьяне рассчитывали на возвращение Юрьева дня, но царь не мог пойти на это, не желая ссориться с дворянством. Но более всего вызывало неприязнь «нерусское» поведение царя. После обеда он не ложился спать по русскому обычаю, а ходил по городу, заглядывая в лавки и мастерские. За трапезой он не осенял себя крестным знамением и не разрешал окроплять себя святой водой.

Во главе заговора против Лжедмитрия становится Василий Иванович Шуйский. Рано утром 17 мая 1606 г. он приказал открыть тюрьмы, выпустить всех преступников и раздать оружие. Был пущен слух, что прибывшие на свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек поляки собираются «извести» царя. Народ бросился ловить и убивать поляков. Тем временем заговорщики проникли во дворец, схватили царя и убили его. На сборы полного Земского собора времени не было, и царем при большом стечении народа на Красной площади был «выкликан» Василий Иванович Шуйский. Вступая на трон, Василий Шуйский присягнул своим подданным, поклявшись не преследовать людей без «истинного» суда.

Уже на следующий день после венчания Шуйского на царство из Углича в Москву были перенесены мощи царевича Дмитрия. Церковь объявила царевича новым святым мучеником. Но эта мера не остановила появление новых самозванцев. В Польше вновь объявился «царь Дмитрий Иванович», на этот раз якобы чудом спасшийся от московских заговорщиков. Лжедмитрий II был откровенным ставленником поляков. Кто это был в действительности, точно не выяснено.

Лжедмитрий, несмотря на его «странное» поведение, все же пользовался популярностью среди русского населения, как «добрый царь», сменивший узурпатора. Страна раскололось на сторонников Шуйского и Лжедмитрия II. Во главе восставших встал бывший военный холоп Иван Болотников. С большим трудом правительственным войскам к лету 1607 г. удалось его разгромить. Между тем к войску Болотникова присоединился еще один самозванец, объявивший себя «царевичем Петром Федоровичем» (на самом деле это был житель Мурома Илья Гончаров).

Лжедмитрий II не успел соединиться с Болотниковым. В январе 1608 г. он двинулся на Москву. Казаки, крестьяне, холопы толпами вливались в армию «царя Дмитрия». Разбив в нескольких сражениях правительственные войска, самозванец дошел до подмосковного села Тушино, где расположился лагерем (отсюда прозвище Лжедмитрия II – «тушинский вор»). Польские отряды приступили к осаде Троице-Сергиева монастыря, осада продолжалась 18 месяцев. В стране на полтора года по сути установилось двоевластие. И Василий Шуйский, и Лжедмитрий II имели свои дворы, рассылали указы, пользовались поддержкой отдельных городов и целых областей государства. Василий Шуйский вынужден был заключить договоренность со Швецией о помощи. Шведские войска заняли север России. Это стало поводом для начала поляками неприкрытой интервенции. В сентябре 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск, город будет взят поляками после 21-месячной осады.

Между тем первое время шведская помощь дала результаты. Летом 1609 г. шведско-русские войска под командованием 24-летнего родственника царя князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского разгромили тушинцев под Тверью. А после того как польский король в конце 1609 г. вызвал всех поляков в свое войско под Смоленск, тушинский лагерь развалился. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где позднее был убит одним из своих приближенных. Бояре, бывшие сторонники Лжедмитрия II, поспешили пригласить на московский престол сына Сигизмунда III, Владислава. В январе 1610 г. Михаил Скопин-Шуйский сумел снять осаду Троице-Сергиева монастыря и вступил в Москву победителем. Но вскоре молодой полководец скоропостижно умер. В Москве были уверены, что его отравили. Доверие населения к Василия Шуйскому падало, тем более упал авторитет царя после поражения правительственных войск от поляков гетмана Жолкевского, приближающегося к Москве.

В июле в 1610 г. Москве произошло восстание дворян и посадских людей, которое отстранило от власти Василия Шуйского. 19 июля 1610 г. царь был насильно пострижен в монахи. Официально государством стал править совет из семи бояр. Начался короткий период русской истории, известный как «семибоярщина». Уже в августе того же года бояре заключили с польским гетманом Жолкевским договор о призвании на престол королевича Владислава. После заключения этого договора 21 сентября 1610 г. польские войска вошли в столицу. Но польский король не стал утверждать договор гетмана с боярами, не соглашаясь с требованием перехода Владислава в православную веру (в таком случае тот терял права на польский трон). По сути столица оказалась оккупированной поляками.

Освободить Москву удалось только через два года в ходе Первого и Второго ополчений. Из-за разногласий в Первом ополчении оно не смогло выполнить свою задачу. Осенью 1611 г. стало создаваться Второе ополчение, во главе его был поставлен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Созданное правительство Второго ополчения – Совет всей земли – возглавили Пожарский и нижегородский земский староста Кузьма Минин. В августе 1612 г. войска Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками Первого ополчения. 26 октября 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал.

Очищение Москвы от поляков не означало еще полной победы над интервентами. На западе хозяйничали поляка, север России с городом Новгородом захватили шведы.

Главным делом после освобождения столицы стало избрание нового царя. Еще до начала осады Москвы Пожарский отправлял грамоты по городам, призывая присылать выборных людей для этого важнейшего дела. Из Москвы грамоты были разосланы вновь. Съехавшиеся в столицу в январе 1613 г. на Земский собор представители дворян, посадских людей, духовенства и, возможно, черносошных крестьян приступили к выборам царя. Царем в феврале 1613 г. был избран Михаил Федорович Романов. Его кандидатура устраивала разные слои населения, он был родственником последнего царя из династии Ивана Калиты (двоюродный брат царя Федора Ивановича по матери), к тому же бояре рассчитывали, что он будет послушной игрушкой в их руках. Боярин Шереметев отмечал в одном из своих писем, что Миша Романов молод, разумом еще не дошол и будет нам поваден».

Смута, сочетавшая в себе и гражданскую войну, и военную интервенцию, и борьбу за власть и т.д., поставила под вопрос само существование российского государства. Но Россия сумела отстоять свою независимость и разрешить вопрос о верховной власти.

 

Рекомендуемая литература:

1. Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. – Л., 1991.

2. Зимин А. А. В канун грозных потрясений: предпосылки первой Крестьянской войны в России. – М., 1986.

3. Морозова Л. Е. Смутное время в России. (Конец XVI — начало XVII вв.). – М., 1990.

4. Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584—1605). – СПб., 1992.

5. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве. XVI—XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. – М., 1994.

6. Полосин И.И. Социально-политическая история России. XVI — начало XVII в. – М., 1963.

7. Скрынников Р. Г. Смута в Московском государстве: Россия в начале XVII столетия глазами современников. – М., 1989.

8. Скрынников Р. Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. – Смоленск, 1997.

9. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. – М., 1990.

10. Флоря Б. Н. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине XVI — начале XVII в. – М., 1978.