Прагматические свойства или Потребительские показатели качества информации

- это те свойства, которые характеризуют степень полезности информации для пользователя, потребителя и практики. Проявляются в процессе использования информации.

Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных потребностей. Возможность и эффективность использования информации для управления обусловливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, полнота, доступность, актуальность, своевременность, точность, устойчивость, достоверность и ценность.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования с целью адекватного отражения заданных свойств объекта.

Содержательность информации определяется удельной семантической емкостью (коэффициентом содержательности), равной отношению количества семантической информации к общему объему данных.

Понятие Полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная так и избыточная информация снижают эффективность принимаемых пользователем решений. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Пример: Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Доступность информации для ее восприятия обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования.

Актуальность информации определяется степенью ценности информации (важна, существенна) в момент ее использования. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Своевременной является информация, поступающая на тот или иной уровень управления не позже заранее назначенного момента времени.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Устойчивость — это свойство информации реагировать на изменение исходных данных, сохраняя необходимую точность.

Достоверность информации определяется ее свойством отображать реально существующие объекты с необходимой точностью. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  • когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории)

Объективность информации. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Пример: сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22' С» — объективную (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта или знания субъекта.

Наконец, ценность информации (полезность или бесполезность) — это комплексный показатель ее качества, мера количества информации на прагматическом уровне. Полезность – уменьшение неопределенности сведений об объекте. Дезинформация расценивается как отрицательное значение полезной информации.

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.