Правовые основы информационной работы в России

VI. Правовые основы информационной деятельности

План:

1. Правовые основы информационной работы в России.

2. Правовое регулирование работы с информационными ресурсами в сети Internet.

3. Основные российские и международные правовые акты, определяющие порядок формирования и использования информационных ресурсов.

4. Глобализация бизнеса.

5. Отношение ведущих международных организаций к электронной коммерции.

 

Существующая в России правовая среда в целом может рассматри­ваться как благоприятная для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг. Основой законодательного регулирования информационной деятельности в России выступает ее Кон­ституция. Согласно п. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию любым законным способом. Пере­чень сведений, составляющих государственную тайну, определяется фе­деральным законом". Понятно, что такая конституционная формулировка, сочетающая максимальную свободу информационной деятельности с огра­ничением стремлений ведомств к закрытию информации, создает хорошую правовую среду для становления и развития информационного рынка.

В России 22 февраля 1995 г. вступил в действие Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации”, регулирую­щий отношения в сфере создания и распространения информации. Законом была введена такая категория, как государственные информационные ре­сурсы, а на органы государственной власти была возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление людям социально и экономически значимой для общества информации, создаваемой и исполь­зуемой самой властью.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Для регулирования общественных отношений используется как издание специальных правовых актов (например, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г.), так и включение соответствующих норм в другие правовые акты.

Среди основных законов, определяющих правовой режим баз дан­ных можно назвать:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 г.

Российский комитет по информатизации (Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по зако­нодательству в информационной среде. В 1995 г. Роскоминформ опубли­ковал проект очередного варианта "Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информаци­онной безопасности в Российской Федерации". На его основе разработан проект "Программы формирования и развития информационного законо­дательства в Российской Федерации", который в настоящее время дора­батывается.

В Рос­сии сегодня правовая среда является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в данной области. Правовые проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения рос­сийского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным, что простых решений проблем российской информационной инфраструк­туры и обеспечения страны информацией не существует.