История как наука, ее методология

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Конспект лекций

Омск

Издательство ОмГТУ

 

УДК 931

ББК 63.3(0)3

П 84

 

 

Рецензенты:

С.В. Новиков, зав. каф. истории и регионального развития

Омского государственного аграрного университета, д-р. ист. наук, профессор;

В.Л. Кожевин, канд. ист. наук, доцент кафедры современной отечественной

истории и историографии Омского государственного университета

имени Ф.М. Достоевского

Прохорова, Л. Д.

П 84 История древнего мира: консп. лекций / Л.Д. Прохорова. –
ОмГТУ, 2008. – 60 с.

 

 

Содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История древнего мира», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют Государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 931

ББК 63.3(0)3

© Омский государственный

технический университет, 2008

 
 
 


Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

История – одна из древнейших наук на земле. В своем развитии за 2,5 тысячи лет она прошла несколько этапов. Сначала историческая мысль отражалась в сказаниях и мифах народов, в исторических преданиях. Высшими достижениями древности стали сочинения античных авторов Геродота, которого позднее римский оратор Цицерон назовет «отцом истории», и Фукидида (V в. до н.э.). Они относили историю к области искусства. История для них – художественный рассказ о важных событиях и лицах, а главная ее задача – воспитание молодых. Отсюда известная установка: «История – наставница жизни». Те же традиции сохраняются в трудах римских историков Тита Ливия, Тацита, Полибия, Плутарха.

В средние века развитие истории как бы приостанавливается. Все произошедшее с людьми, народами и государствами рассматривается как происходящее по воле Бога и единственным источником для изучения истории признается Библия. Это время господства идеалистической концепции истории.

С развитием философии в новое время интерес к науке возрождается. Появляется представление о ней как о едином процессе, идущем закономерно. Для воззрений историков и философов на этом этапе характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически, они оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса проявлением Мирового Духа, Абсолюта или «воли Бога» (Д. Вико, Ф. Гизо, Гегель). Постепенно возникает представление, что человеческое общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, различающихся, прежде всего, по уровню экономического развития, от которого зависят политическая структура, военный потенциал, форма правления и степень культурного развития. В наиболее законченном виде это представление сформировано в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, выдвинутой около середины XIX в. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как производительные силы и производственные отношения, в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же вводят понятие общественно-экономическая формация, которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций, по их мнению, и заключается прогресс.

На рубеже XIX XX вв.историческая наука получила бурное развитие.
В противовес марксистской концепции был сформулирован цивилизационный подход к истории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. При этом уровень экономического развития существенной роли не играет. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не в состоянии изменить суть той или иной цивилизации.

Одновременно с развитием науки формируется ее методология – учение о способе познания, совокупность методов и принципов, которыми руководствуется историк. До середины XVII в. господствовал провиденциализм, когда все происходящее рассматривалось с точки зрения Божьей воли (методы исследования описательный и хронологический, принципы идеализм, метафизичность). С развитием философии в XVIIв. возникает рационализм, которому характерен взгляд на историю как череду событий, происходящих по воле великих людей. Прежние методы дополняют элементы анализа и синтеза, субъективизм и элементы историзма. В середине XIX в. появляется новая методология – позитивизм, с позиций которого история рассматривается как развитие человеческого общества под влиянием внешних и внутренних факторов, идущих закономерно, объективно, прогрессивно. Наряду с утвердившимися в науке методами используются сравнительно-исторический, синхронный, дихронный (по периодам) метод анализа и синтеза, статистический и другие. Утверждаются принципы объективности, материализма, историзма. Именно в рамках позитивизма утверждаются два подхода к истории – формационный и цивилизационный, о которых упоминалось выше. Оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны и дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Если постараться избежать крайностей каждого из них и суммировать лучшее от той и другой методологии, то историческая наука только выиграет.

История – наука многогранная. Она может изучать процесс развития общества в целом, анализируя всю совокупность явлений общественной жизни (экономику, политику, международные связи, культуру, быт и т. д.). Может рассматривать отдельные направления – историю экономики, государства и права, культуры, науки, религии и т. д. История подразделяется и по ширине изучения объекта: история мира в целом (всеобщая история), история континентов, история отдельных стран и народов.

Всеобщая история – обязательная дисциплина, предназначенная для студентов, обучающихся по специальности «Историко-архивоведение». Цель ее изучения – обобщение исторического развития человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени.