Инвентаризация основных средств

организации обязаны проводить периодическую проверку наличия числящегося на балансе имущества, его сохранности и правильности хранения, т.е. инвентаризацию, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация способствует реализации контрольной функции бухгалтерского учета, позволяя выявлять случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества.

Методической базой проведения инвентаризации являются:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ (в редакции Федеральных законов от 23.07.1988г. № 123 – ФЗ, 28.03.2002г. № 32- ФЗ, 31.12.2002г. № 187 – ФЗ, 31.12.2002г. № 191 – ФЗ, 10.01.2003г. № 8 – ФЗ, 30.06.2003г. № 86 - ФЗ);

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н (в редакции приказов от 30.12.1999г. № 107н и от 24.03.2000г. № 31н);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

В соответствии с Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года),

при смене материально-ответственных лиц;

при установлении фактов хищения, злоупотреблений или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме обязательной инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В компетенцию комиссии входит:

осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установленные возможности восстановления и действующего использования объекта;

причин списания объекта;

выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта и оценка в соответствии с ценами возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад.

Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи (ф. № инв – 1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. В инвентаризационные описи сначала заносятся фактические данные о наличии основных средств, а затем данные учета.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. В конце описей материально ответственные лица или лица, за которыми закреплена ответственность за сохранность объектов основных средств, должны расписаться, подтвердив тем самым факт проведения проверки в их присутствии, а также отсутствие претензий к членам комиссии и принятие объектов, перечисленных в инвентаризационной описи, на ответственное хранение.

По фактам образования излишков или недостач объектов основных средств комиссия должна получить подробные объяснения от ответственных лиц.

Предложения инвентаризационной комиссии обобщаются в унифицированной форме первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26, - ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерскую службу организации, где их хранят не менее 5 лет (ст.17 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в инвентаризационную опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в инвентаризационную опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в инвентаризационные описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в инвентаризационные описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в инвентаризационных описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия. Результаты инвентаризации по этим объектам основных средств отражаются в отдельных инвентаризационных описях.

На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

При выявлении расхождений фактического наличия с данными учета инвентаризационная комиссия составляет сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств форма № инв. – 18.

По результатам выявленных расхождений в бухгалтерском учете производятся соответствующие записи:

дебет счета 01 «Основные средства»,

кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - оприходованы основные средства, выявленные как излишки при инвентаризации;

дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

кредит счета 01 «Основные средства» - отражена недостача основных средств выявленная при инвентаризации по остаточной стоимости;

дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,

кредит счета 01 «Основные средства» - списана амортизация, начисленная по недостающим основным средствам, выявленным по результатам инвентаризации.

 


ГЛАВА 12