Вопрос 2. Метод бухгалтерского учета

Методологическую основу бухгалтерского учета составляют способы и приемы, которые вытекают из содержания этапов учетного процесса и составляют основу метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, балансовое обобщение (баланс) и отчетность.

Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется бухгалтерскими первичными документами. Первичный документ служит не только основанием для фиксирования хозяйственных операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность обеспечивать сохранность имущества организации и проводить документальные проверки с целью осуществления контроля за сохранностью имущества организации.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества и источниках его образования в натуральных показателях и стоимостной оценке организации данным учета. Как элемент метода бухгалтерского учета инвентаризация, представляет собой средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Оценка – это способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая сумма, относящаяся к определенному объекту учета, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Исчисление себестоимости объектов учета называется калькуляцией.Как элемент метода бухгалтерского учета калькуляция, представляет собой способ осуществления контроля за формированием величины затрат.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации с целью осуществления текущего наблюдения за активами и источниками их образования, а также хозяйственной деятельностью организации, обеспечивается системойсчетов. Использование счетов объясняется тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику объектов учета, а использование счетов бухгалтерского учета позволяет получать обобщенные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета осуществляется при помощи двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Контроль за формированием, наличием и движением всей совокупности объектов бухгалтерского учета производится путем сопоставления активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения или баланса. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно и называется балансовым уравнением.

Результаты хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации.

Бухгалтерская отчетностьэто единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.