Учет операций, связанных с восстановлением основных средств

Восстановление основных средств (возвращение объекту первоначальных качеств) может осуществляться посредством ремонта, модернизации либо реконструкции.

В зависимости от сложности и продолжительности работ различают текущий, средний и капитальный ремонт.

Нормативными актами по бухгалтерскому учету вне зависимости от вида ремонта предусмотрены следующие варианты учета затрат на проведение ремонта основных средств:

/ вариант - по фактически произведенным затратам: расходы на проведение ремонта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по мере их возникновения и включаются в себестоимость того отчетного периода, когда они фактически были произведены.

В том случае, когда работы по ремонту основных средств производятся в течение года
неравномерно, организация может предварительно учитывать расходы, связанные с ремонтными работами на счете 97 «Расходы будущих периодов». В последующем расходы на ремонтные работы, накопленные на счете 97 «Расходы будущих периодов», списываются на затраты, связанные с обычными видами деятельности, в порядке, устанавливаемом организацией в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, Инструкция по применению Плана счетов).

II вариант - путем создания резерва на проведение ремонта основных средств, который
предназначен для равномерного включения предстоящих расходов в затраты отчетного периода,
связанные с обычными видами деятельности. Как правило, резерв на проведение ремонта создается на текущий финансовый год в размере годового норматива, установленного организацией на основании сметы расходов на ремонт. Учет резерва осуществляется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Решение о создании резерва расходов на ремонт основных средств принимается при формировании учетной политики организации на предстоящий год. Организации, создающие резерв на ремонт основных средств, должны в конце года произвести его инвентаризацию. Согласно п. 3.52 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

Исключение составляют случаи, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и, существенным объемом происходит в следующем за отчетным году. При этом остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. Но окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Ремонт основных средств может осуществляться непосредственно самой организацией (хозяйственным способом), с помощью специализированной строительной организации (подрядным способом) либо одновременно хозяйственным и подрядным способами.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты на модерни­зацию объекта, осуществляемую во время капитального ремонта) объектов основных средств, если указанные затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели их функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), ведется в порядке, установленном для учета долгосрочных инвестиций, т.е. на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В течение срока действия договора аренды арендованные (переданные в аренду) основные средства также нуждаются в ремонте. В договоре аренды должно быть оговорено, за чей счет -арендатора или арендодателя - производится финансирование затрат по ремонту основных средств. Как правило, проведение текущего ремонта является обязанностью арендатора, а капитального ремонта - арендодателя.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по проведению ремонта арендованных (сданных в аренду) основных средств, не приводящего к улучшению (повышению) нормативных показателей их функционирования, предусматривает следующее:

• затраты на ремонт арендованных основных средств, обязанности по проведению которого в соответствии с договором аренды возложены на арендатора, включаются в затраты на производство продукции (работ, услуг) (бухгалтерские проводки аналогичны проводкам, составляемым при проведении ремонтов собственных основных средств);

• затраты на ремонт сданных в аренду основных средств, обязанности по проведению которого в соответствии с договором аренды возложены на арендодателя, учитываются в общем порядке, установленном для отражения затрат на ремонт, и списываются в дебет счета учета финансовых результатов: 90 «Продаж»» (субсчет 2 «Себестоимость продаж») - в случае, если доходы от сдачи имущества в аренду признаются доходами от обычных видов деятельности организации, или 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 2 «Прочие расходы») - в случае, если доходы от сдачи имущества в аренду признаются операционными доходами организации.