Участники Первого российского конкурса правовых баз данных

 

Правовая информационная база Фирма-изготовитель
«Гарант» «Гарант-Сервис»
«Дело и право» Издательство «Дело и право»
ЮСИС Агентство «Интралекс»
«Юрист-Консульт» ТОО «Информационные системы и технологии»
«ИНЭК» «Информация-Экономика»
«Консультант Плюс» АО «Консультант Плюс»
«Правомониторинг» НПО «Компакт»
«Кодекс» ЦКР «Кодекс»
«Законодательство России» ТОО «СЕТ»
«Эталон» НЦПИ Минюста РФ

Причина такой популярности СПС заключается в том, что пер­сональные компьютеры становятся все более доступными как для предприятий и компаний, так и для частных лиц. Но самая главная причина — наличие из компьютерных технологий целого ряда уни­кальных достоинств и возможностей:

■ компактное хранение больших объемов информации;

■ быстрый поиск нужных документов или даже их фрагмен­тов в информационных массивах;

■ высокая скорость передачи информации по телекоммуника­циям на любые расстояния.

Работа с СПС становится нормой для специалистов различных уровней. Среди пользователей этих систем большое число юрис­тов, аудиторов, бухгалтеров, банковских работников, экономис­тов, предпринимателей, работников органов законодательной, исполнительной и судебной власти, ученых, преподавателей, студентов.

На рынке СПС работает достаточно много компаний — разра­ботчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуще­ствляющих поставку и текущее обслуживание СПС.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государ­ственных ведомств, следует, прежде всего, выделить:

■ «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

■ «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Среди негосударственных компаний — разработчиков СПС наиболее известны:

■ «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);

■ «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»);

■ «Кодекс» (ЦКР «Кодекс»).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системмы, как:

■ ЮСИС (фирма «Интралекс»);

■ «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»);

■ «Юридический мир» (издательство «Дело и право»);

■ «Ваше право» и «ЮристКонсульт» (фирма «Информацион­ные системы и технологии»);

■ системы «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (компа­ния «1С»);

• система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и др.

Степень распространенности СПС той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолют­но точно оценить ее не представляется возможным, а данные, пуб­ликуемые самими компаниями, могут быть весьма субъективными.

Если говорить о современных тенденциях и перспективах в раз­витии компаний и продуктов на рынке СПС, то необходимо обра­тить внимание на четко наметившуюся дифференциацию СПС на две группы: СПС с обновляемой и автономной информационны­ми базами.

Оперативность обновления информации в СПС таких компа­ний очень высока — вплоть до ежедневной, а установкой и теку­щим сопровождением систем занимаются развитые сервисные структуры. Очевидно, что цены на такие продукты и услуги не могут быть низкими. Тем не менее промышленные масштабы ра­боты и жесткая конкуренция среди нескольких крупных компа­ний гарантируют уровень цен, приемлемый для многих пользова­телей. К СПС этой группы относятся «Гарант», «Консультант Плюс» и др.

Компании, выпускающие СПС с автономной информационной базой,в качестве основной формы распространения правовой информации выбрали автономные правовые базы данных на CD. Такие СПС значительно дешевле, но периодичность тиражирова­ния дисков — один раз в месяц или один раз в квартал. Оператив­ность обновления информационных баз в таких СПС существен­но ниже, чем в СПС первой группы. К СПС второй группы отно­сятся «Ваше право» (ИСТ), «Помощник бухгалтера» (ЦКР) и др.

В качестве еще одной тенденции следует назвать появление интегрированных СПС. Создание интегрированных продуктов вызвано реальной необходимостью. Результаты опросов, в част­ности, на выставках Softool показали, что большинство специали­стов — 70% бухгалтеров и почти 100% руководителей — хотели бы иметь в одной компьютерной программе бухгалтерскую и право­вую систему одновременно, т. е. пользоваться многофункциональ­ной интегрированной системой. Сейчас на рынке СПС появляет­ся все больше таких интегрированных совместных проектов. На­пример, «1С: Гарант правовая поддержка», «Турбо Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант», «Инфо-Бухгалтер с правовой под­держкой Гарант» (рис. 4.2) и др.

«1С: Гарант правовая поддержка».Совместный проект — это решения по автоматизации бухучета и практические рекоменда­ции по составлению бухгалтерской отчетности от «1С», а база нор­мативно-справочных данных и ноу-хау интеграции от компании «Гарант». У фирм-разработчиков имеются и полностью автоном­ные одноименные программы, но при применении совместного проекта пользователь получает не просто два продукта, а новое качество. Правовая система, подобно аудитору, предлагает справ­ки в зависимости от того, какую именно работу выполняет в дан­ный момент бухгалтер.

«Турбо Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант».Новый про­дукт составлен с учетом интересов бухгалтеров, работающих с системой «Турбо Бухгалтер». Работая с бухгалтерией, пользователь видит привычный интерфейс «Турбо Бухгалтера», переходя в «Га­рант», получает все сервисные поисковые средства для работы с правовой информацией. В качестве встроенной правовой поддер­жки выступает комплект «Гарант-Практик» со специализирован­ной базой «Налоги, бухучет, предпринимательство» или комплект «Гарант-Классик» с универсальной базой «Законодательство Рос­сии». При желании можно дополнить информационный банк лю­быми другими базами системы «Гарант».

«Инфо-Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант».Эта интег­рированная система была впервые представлена пользователям на выставке Softool-98 и сразу вызвала интерес. Программа легко осу­ществляет переход по ссылкам из одного документа в другой. Многовариантная система поиска документов ускоряет обработ­ку данных, ведение и подготовку отчетности.

На уровне государства одной из основных тенденций в разви­тии СПС является создание в ближайшие годы Российской авто­матизированной системы информации о нормативных правовых актах. Система будет представлять собой крупнейший информа­ционно-коммуникационный комплекс. Она будет опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней. В состав системы будут вхо­дить 89 региональных центров нормативной правовой информа­ции — в каждом субъекте Федерации, а также Российский центр правовой информации.

Роль СПС в профессиональной

деятельности бухгалтера, аудитора, финансового аналитика

Трудно переоценить ответственность, лежащую на бухгалтере, особенно в условиях современной нестабильной экономической ситуации. От бухгалтера требуются не только знания и практичес­кий опыт работы в области бухгалтерского учета и налогообложе­ния, но и умение разбираться в запутанных хозяйственных и эко­номических ситуациях на основе действующего законодательства. Бухгалтер, свободно владеющий правовой информацией, реально помогает экономить средства в бюджетных организациях и стро­ить более эффективный бизнес в коммерческих фирмах.

В последнее время СПС стали удобным инструментом для ра­боты бухгалтера с законодательством. Любой специалист, которо­му по роду деятельности приходится постоянно принимать реше­ния, связанные с применением законодательства, знает, как труд­но иногда бывает определить (даже обладая полным набором нор­мативных документов), какой нормой права надо руководствовать­ся в том или ином случае.

СПС, помимо полного набора правовой информации, предла­гают бухгалтеру разъяснения специалистов по правовым вопро­сам, так называемые системы поддержки принятия решений. Некоторые СПС помогают бухгалтеру организовать свою работу с помощью «Электронного помощника бухгалтера», «Календаря бухгалтера» и т. п.

Например, компания «Гарант» предлагает бухгалтеру следую­щие элементы СПС:

■ налоги, бухучет, предпринимательство;

■ вопросы и ответы по налогам и бухучету;

■ законодательство России;

■ формы правовых документов;

■ электронный помощник бухгалтера;

календарь бухгалтера.

Разумеется, СПС не избавят бухгалтера предприятия от всех стоящих перед ним проблем, но помогут решить многие из них.

Бухгалтеру все равно придется самостоятельно принимать ре­шения по тому или иному вопросу налогового планирования или ведения бухучета, но при помощи СПС сделать это будет намного проще. Системы полностью освободят его от рутинной работы по поиску, сбору и систематизации необходимых документов, дадут возможность консультироваться сразу с несколькими специалис­тами, не вставая со своего рабочего места, предоставят информа­цию о том, чем интересуются в данный момент бухгалтеры других предприятий.

СПС дают возможность бухгалтеру своевременно получать пра­вовую информацию, изучать бухучет на чужих ошибках, исполь­зовать накопленный опыт коллег, помогают грамотно организовать учет и избежать собственных досадных промахов.

Важное место занимают СПС и в деятельности аудитора, так как они уменьшают время поиска и анализа нормативно-право­вых актов, на основании которых клиент принимал те или иные решения. Крайне актуальной становится необходимость и возмож­ность доступа к максимально полному информационному масси­ву, содержащему сведения о документах различной ведомствен­ной принадлежности во всех их взаимосвязях. На практике же существует проблема доступа к нормативно-правовой информа­ции, поскольку публикуется лишь 40% документов и нормативных актов, а остальные поступают по рассылке только государствен­ным органам. Особенно труднодоступны документы ведомствен­ного и регионального уровня. Доступ к информации через архивы и библиотеки порой не позволяет выявить документы, имеющие косвенное отношение к конкретному вопросу, отследить противоречия в правовых актах, получить толкование терминологии, ознакомиться с практикой применения законодательства. СПС решают эти проблемы, позволяют аудитору оперативно находить необходимую ему информацию.

На уровне финансового аналитика и менеджера, занимающегося оценкой достигнутых финансовых показателей и прогнозировани­ем их значений в перспективе, возможность доступа ко всему объе­му нормативно-правовой информации позволяет предвидеть изме­нения в собственном бизнесе, а также в бизнесе партнеров и конку­рентов, связанные с принятием новых нормативно-правовых доку­ментов. Мощные информационные возможности СПС дают возмож­ность своевременно отслеживать изменения законодательной базы.

Краткая характеристика СПС и особенности их функционирования

Охарактеризуем наиболее известные, широко распространен­ные и хорошо зарекомендовавшие себя (по отзывам пользовате­лей) на российском рынке СПС.

Научный центр правовой информации (НЦПИ) Министерства юс­тиции РФ, продолжая обеспечивать правовой информацией высшие органы власти и управления в качестве национального центра, пред­ставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.

Созданная в НЦПИ база «Эталон» представляет собой полнотек­стовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом.

Информационная база СПС «Эталон»содержит более 45 тыс. документов. Информация в ней обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня приня­тия включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме. Одна из задач этой СПС — обеспечение нормативной информацией правопри­менительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации.

В состав информационной базы СПС «Эталон» входят:

■ действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.);

■ нормативные акты представительных и законодательных ор­ганов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые начи­ная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые внесе­ны изменения;

■ общеобязательные нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

• нормативные акты межгосударственного характера СНГ;

• правовые акты мэрии и правительства Москвы.

Среди негосударственных компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»созданное в 1990 г. В практической и научной деятельно­сти «Гаранта» неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Сегодня «Гарант-Сервис» — это высокотехнологичное и нау­коемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше 2 тыс. человек.

Нормативные акты поступают в «Гарант» непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможен­ного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Выс­шего Арбитражного Суда РФ и других официальных источников.

Информационные базы фирмы «Гарант» содержат свыше 150 тыс. документов. Правовые базы и справочники составляют справочную правовую систему «Гарант» (рис. 4.3). Федеральное законодатель­ство представлено в универсальных и специализированных право­вых базах. Универсальная база — «Законодательство России». Та­кой порядок дает возможность не только просто и эффективно об­новлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Комплекты поставки системы «Гарант»:

■ «Гарант-Практик», «Гарант-Классик», «Гарант-Универсал»;

■ «Гарант-Профессионал», «Гарант-Мастер»;

■ «Гарант-Максимум».

Система «Гарант» формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В систему входят банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия—СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. Агентство REUTER каждую неде­лю транслирует новости российского законодательства, поступа­ющие из сети «Гарант».

По заказу Государственной думы НПП «Гарант-Сервис» раз­рабатывает компьютерные средства для законотворческой и за­конопроектной деятельности.

Другая лидирующая компьютерная фирма — Акционерное объединение «Консультант Плюс»— объединяет 300 региональ­ных информационных центров, производящих поставку справоч­ных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу инфор­мации пользователям. Информационные ресурсы «Консультант Плюс» — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них 20 тыс. в органах государ­ственной власти. В его составе работают 10 тыс. сотрудников.

Технология «Консультант Плюс» позволяет обновлять инфор­мационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение вклю­чаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка коорди­национного центра сети по системе электронных телекоммуни­каций.

Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра. Центральное место в семействе систем «Консультант Плюс» по Федеральному законодательству занимает СПС «Консультант Плюс: Версия ПРОФ».

Список систем семейства «Консультант Плюс» включает в себя:

1. Системы по федеральному законодательству:

■ «Консультант Плюс: Эксперт»;

■ «Консультант Плюс: Версия ПРОФ»;

■ «Консультант Плюс: Российское законодательство»;

■ «Консультант Плюс: Налоги Бухучет».

2. Системы по региональному законодательству:

■ «Консультант Плюс: Региональное законодательство»;

■ «Консультант Плюс: Региональный Выпуск».

3. Системы по международному праву:

• «Консультант Плюс: Международное право».

4. Системы поддержки принятия решений:

* «Консультант Финансист»;

■ «Консультант Бухгалтер»;

■ «Консультант Судебная практика»;

■ «Консультант Медицина Фармацевтика»;

■ «Деловые бумаги»;

■ «Ценные бумаги».

Одним из приоритетных направлений работы сети «Консуль­тант Плюс» является сотрудничество с правотворческими органа­ми. Эффективность и надежность сервиса и технологии «Консуль­тант Плюс» позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регио­нах России. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций, раз­работана уникальная технология представления русскоязычной правовой информации в сети Интернет.

Состав информационного банка СПС и процедуры его сопровождения

Основой любой СПС является ее информационный банк. В за­висимости от его состава, структуры и объема определяются и процедуры его сопровождения, т. е. обновления, пополнения, по­иска, выборки и т. п. В связи с этим возникает проблема разделе­ния всего массива правовой информации на отдельные информа­ционные базы с взаимосвязанной структурой.

Отметим, что существуют различные подходы к решению этой проблемы.

1. Формирование информационных баз в соответствии с раз­личными видами классификации правовой информации. Напри­мер:

■ официальная и неофициальная правовая информация, как правило, находится в разных базах;

■ возможно подразделение правовой информации по терри­ториальному признаку, при этом выделяют федеральные, ре­гиональные и местные правовые акты;

■ разделение правовой информации по тематическому призна­ку обусловлено исторически сложившимся делением зако­нодательства на отрасли.

2. Формирование информационных баз в соответствии с инфор­мационными потребностями пользователей СПС.

В качестве примера последнего подхода приведем СПС «Кон­сультант Плюс: Налоги Бухучет».Информационный банк этой СПС содержит нормативные акты РФ по вопросам налогообложе­ния и бухгалтерского учета, а также акты официального разъяс­нения, ненормативные акты общего характера и правопримени­тельные акты по вопросам налогообложения и бухучета. СПС «Консультант Плюс: Налоги Бухучет» разработана и предназна­чена специально для бухгалтеров предприятий, ведущих учет по общему плану счетов бухгалтерского учета.

Любая СПС охватывает лишь часть всего массива правовой информации. Состав информационного банка различных СПС различен. Например, информационный банк системы «Гарант»состоит из 18 федеральных и 40 региональных информационных баз, которые сочетаются друг с другом в любых комбинациях. При этом, какое бы сочетание баз ни было выбрано, качественные ха­рактеристики системы «Гарант» не меняются.

В настоящее время практически во всех правовых системах присутствуют атрибутный, тематический виды поиска, поиск по ситуации и контексту. Для упрощения диалога с пользователем эти виды поиска достаточно часто скомбинированы в одной карточке

запроса.

В основе атрибутного поискалежит возможность приписать документам, помещенным в информационный банк, атрибуты. При этом каждый документ имеет несколько независимых друг от друга атрибутов. Все атрибуты делятся на обязательные и специ­альные, постоянные и временные. Например, к обязательным ат­рибутам относятся: тип документа, принявший орган, дата приня­тия и т. п. Специальные атрибуты необязательны и свойственны только некоторым документам из всего массива информации, на­пример присвоение тому или иному документу атрибута «темати­ка» довольно субъективно. Временные атрибуты изменяются с течением времени, например «действие документа».

Атрибутный поиск наиболее эффективен, если точно или частич­но известно, какие документы и материалы нужны и где они нахо­дятся. Например, поисковая карточка атрибутного поиска в СПС «Кодекс» содержит 18 параметров для задания условий поиска.

Тематический поискнаиболее удобен при поиске документов по интересующему вопросу. Этот вид поиска основан на том, что все документы, помещенные в систему, отнесены разработчика­ми к соответствующей тематике. При этом тематический класси­фикатор имеет иерархическую структуру, так что, перемещаясь с тематики более высокого уровня на тематику более низкого и по­степенно уточняя запрос, можно перейти к соответствующему перечню интересующих документов.

При поиске по ситуациииспользуются специальные способы предварительной обработки документов, такие как тематическая подборка документов, регламентирующих сходные вопросы, со­ставление перечня документов, на которые ссылается данный до­кумент или, наоборот, которые содержат ссылку на конкретный документ. В случае поиска по ситуации пользователь получает не ответ на вопрос, а подсказку, как решить его проблему. В контекстном поискекарточка запроса позволяет составлять сложные контекстные запросы с использованием в поисковой фразе логических операторов и операторов расстояния, гибко ком­бинировать поисковые атрибуты, вводить в запрос несколько зна­чений атрибутов, устанавливая логическое условие поиска: «или», «и», «ни одного из выбранных».

Интеллектуальный контекстовый поиск— это мощное сред­ство поиска в условиях, когда вы затрудняетесь точно сформули­ровать контекстный запрос, не знаете конкретных значений ат­рибутов или вас просто интересует вся содержащаяся в базе дан­ных информация по какой-либо проблеме. При этом сам запрос может быть сформулирован в произвольной форме, например в виде законченного предложения или словосочетания. СПС про­анализирует запрос, произведет морфологический разбор. В ре­зультате в информационное окно будет выведен список докумен­тов, удовлетворяющих поисковому запросу и отсортированных в порядке убывания весового коэффициента документа.

Современные СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Каждый вид поиска име­ет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть полу­чен только при сочетании различных видов поиска и их параллель­ном применении.

Критерии выбора СПС и эффективность ее использования

Перед каждым пользователем СПС как при принятии решения о выборе той или иной системы, так и при использовании ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств систем, на которые надо обратить внимание в первую очередь.

Выделим главные, на наш взгляд, свойства как в СПС, так и в работе фирмы — изготовителя СПС.

1. Качество информационного наполнения СПС:

полнота информации;

■ оперативность поступления новой информации;

• достоверность информации, ее аутентичность;

■ качество юридической обработки информации в системах.

2. Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС:

■ поисковые и сервисные возможности;

■ возможности технологии передачи информации и ее актуа­лизации у пользователя.

3. Уровень сервисного обслуживания:

■ обучение работе с СПС;

■ заказ и поиск редких, частных документов;

■ индивидуальные консультации пользователя по вопросам ра­боты с СПС и уровень их оперативности и др.

Дадим методические рекомендации пользователю по порядку выбора подходящей для него СПС:

1. Определить перечень показателей, которыми обязательно должна обладать система. (Для каждого пользователя набор этих характеристик будет свой.)

2. Отобрать системы, отвечающие этим показателям.

3. Определить перечень показателей, которые являются суще­ственными для данного пользователя.

4. Ранжировать эти показатели для данного пользователя.

5. Определить значения каждого из оцениваемых показателей для каждой из систем-претендентов.

6. Определить интегральную оценку каждой системы с учетом ранжирования показателей.

Примерный список интегральных итоговых параметров для оценки СПС может быть следующим:

■ требования и ограничения по уровню вычислительной тех­ники (например, объемы оперативной и дисковой памяти);

■ качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);

■ удобство установки и настройки;

■ качество информационного наполнения СПС;

■ качество компьютерных технологий, заложенных в СПС;

■ уровень гарантий и сервисного обслуживания;

■ стоимость СПС (например, за страницу в ASCII-коде, вклю­чая налоги, годовое сопровождение).

Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями СПС и после консультаций сопро­вождающими ее специалистами.

В качестве примера можно привести программный комплекс «Оазис» (ГИВЦ Москвы), распространенный в Москве.

Информационные системы Федерального казначейства.В насто­ящее время в большинстве органов Федерального казначейства для учета доходов Федерального бюджета и распределения регулирую­щих налогов между бюджетами различных уровней применяется централизованно разработанный программный комплекс «Казна».

Учет расходов Федерального бюджета с лицевых счетов полу­чателей средств, открываемых в отделениях Федерального казна­чейства, обеспечивает использование программных комплексов «Смета-W» и «Смета-F».

Информационные системы органов статистики.Наиболее ши­рокое применение в Госкомстате РФ получил программный комп­лекс «Форма», предназначенный для автоматизации проектирова­ния электронной обработки данных. Этот комплекс позволяет осу­ществлять ввод, контроль и запись первичных статистических от­четов, формирование сводных итогов и печать сводных отчетов. Кроме этого программного комплекса, при решении регламентных задач на региональном и районном уровне системы Госкомстата РФ наиболее массовое распространение получил АРМ «Пермстат». Это АРМ предназначено для обработки первичной отчетности различ­ной периодичности и подготовки сводной информации, которая может быть выведена на печать, записана на магнитные носители, передана в виде файла по каналам связи на вышестоящие уровни системы Госкомстата России и в органы управления.

Информационное взаимодействие между государственной ста­тистической информационной системой и системами бухгалтерс­кого учета предприятий осуществляется благодаря использованию пакетов прикладных программ подготовки и первичной обработ­ки статистических отчетов на уровне предприятия, организации.

Взаимодействие бухгалтерской информационной системы с дру­гими информационными системами внутренних и внешних пользо­вателей повышает уровень требований к профессиональной ком­петентности бухгалтера, поскольку бухгалтер теперь должен не толь­ко владеть теорией и практикой бухгалтерского учета, но и иметь навыки работы в конкретной бухгалтерской информационной сис­теме, уметь подготовить информацию для информационных систем внешних пользователей. Практика показывает, что сегодняшний работодатель ищет не просто бухгалтера, а бухгалтера с продвину­тыми знаниями в области информационных технологий.