Тема 2. Справочные правовые системы

История создания СПС. Обзор рынка СПС в России, перспективы развития СПС. Роль СПС в профессиональной деятельности бухгалтера, аудитора, финансового аналитика.

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов XX века. В то время вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций стали появляться первые СПС. Разработка таких систем была обус­ловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хра­нить и систематизировать большие объемы информации.

Справочная правовая информационная система — это инфор­мационная система, программно-информационный комплекс ко­торой включает в себя информационные базы правовой инфор­мации и программные средства, позволяющие специалисту про­изводить поиск, выборку и печать правовой информации.

Разработка одной из самых известных компьютерных СПС США — LEXIS началась еще в 1967 г. с соглашения между коллеги­ей адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. она ста­ла доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австра­лии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тыс. запросов пользователей.

Созданная в 1986 г. австрийская система юридической инфор­мации RDB на 1993 г. содержала уже более полумиллиона докумен­тов, в том числе 150 тыс. судебных решений.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС. По некоторым оценкам, сейчас в мире насчи­тывается более 100 подобных систем (табл. 4.1).

В России развитие компьютерных СПС началось с небольшим запозданием. В июле 1975 г. руководство Советского Союза при­няло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), основ­ной задачей которого стала разработка справочных систем и госу­дарственный учет нормативных актов.

Концепция национальной системы правовой информации в 70-е годы XX века соответствовала характеру иуровню информа­ционно-вычислительной техники того времени. Общегосудар­ственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ)разделялась на несколько уровней (рис. 4.1).

В России в настоящее время нет оптимальной системы право­вой информации. Юридические и физические лица (граждане) не в состоянии получить исчерпывающие данные о тех или иных нор­мативных правовых актах (федеральных законах и др.).

Задача построения Общенациональной системы правовой ин­формации была провозглашена в указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего концепцию правовой информатизации Рос­сии. Закреплена она и в некоторых иных нормативных актах. Так, Федеральный закон «Об информации» предусмотрел возможность отнесения информационных ресурсов к общероссийскому (наци­ональному) достоянию.

Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обра­ботки информации.

Распределенные вычислительные системы представляют со­бой совокупность территориально разнесенных вычислительных средств, связанных друг с другом телекоммуникационными кана­лами связи.

В РФ уже действует ряд компьютерных центров и сетей право­вой информации. Их создание опирается на концепции, которые разрабатываются соответствующим ведомством и утверждаются его руководством.

Вступившие в строй сети правовой информации охватывают территорию всей России и предоставляют свои услуги сотням ты­сяч пользователей.

На научно-технический центр правовой информации «Систе­ма» Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации (ФАПСИ) при Президенте РФ возложены функции голов­ной организации в сфере правовой информатизации.

В Указе Президента РФ от 25 апреля 1993 г. «О мерах по ускоре­нию создания центров правовой информации» Научно-техничес­кому центру «Система» дано поручение ускорить работу по фор­мированию эталонного банка данных правовой информации и со­зданию центрального узла системы.

Общенациональная территориально распределенная система, помимо своего прямого назначения, позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия государственных структур.

В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фир­мы и компании. В настоящее время в России насчитывается около 40 таких фирм и компаний, к их числу относятся:

■ научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»;

■ центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петер­бург);

■ информационно-правовой консорциум «Кодекс»;

■ юридическое информационное агентство Intralex; !" ;

■ акционерное объединение «Консультант Плюс»; ;

■ юридический дом «Юстицинформ» и др.

Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с право­творческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений. Российские фирмы, оказывающие услуги по предоставлению и распространению пра­вовой информации, регистрируются в научно-техническом цент­ре «Система».

Быстрое развитие и распространение справочных правовых информационных систем в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов XX века: в 1989 г. — ЮСИС, в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». В 1993 г. в Москве состоялся Пер­вый российский конкурс правовых баз данных,в котором приня­ли участие российские фирмы-разработчики СПС (табл. 4.2).

Официально в конкурсе приняли участие 9 организаций и СПС. Правовая система «Эталон» является крупнейшей в России уни­версальной системой, но в конкурсе она принимала участие нео­фициально, так как Министерство юстиции РФ было одним из организаторов конкурса. К моменту конкурса организации-учас­тники контролировали более 80% российского рынка правовой ин­формации.

В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосу­дарственные СПС являются определяющими в области правовой информатизации. Общее число установленных компьютерных СПС всех типов превысило 200 тыс., но реальных пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены в локальных компьютерных сетях и используют­ся коллективами работников предприятий.

Таблица 4.2