Тема 2. Справочные правовые системы
История создания СПС. Обзор рынка СПС в России, перспективы развития СПС. Роль СПС в профессиональной деятельности бухгалтера, аудитора, финансового аналитика.
Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов XX века. В то время вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций стали появляться первые СПС. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать большие объемы информации.
Справочная правовая информационная система — это информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.
Разработка одной из самых известных компьютерных СПС США — LEXIS началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тыс. запросов пользователей.
Созданная в 1986 г. австрийская система юридической информации RDB на 1993 г. содержала уже более полумиллиона документов, в том числе 150 тыс. судебных решений.
В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС. По некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем (табл. 4.1).
В России развитие компьютерных СПС началось с небольшим запозданием. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), основной задачей которого стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов.
Концепция национальной системы правовой информации в 70-е годы XX века соответствовала характеру иуровню информационно-вычислительной техники того времени. Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ)разделялась на несколько уровней (рис. 4.1).
В России в настоящее время нет оптимальной системы правовой информации. Юридические и физические лица (граждане) не в состоянии получить исчерпывающие данные о тех или иных нормативных правовых актах (федеральных законах и др.).
Задача построения Общенациональной системы правовой информации была провозглашена в указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего концепцию правовой информатизации России. Закреплена она и в некоторых иных нормативных актах. Так, Федеральный закон «Об информации» предусмотрел возможность отнесения информационных ресурсов к общероссийскому (национальному) достоянию.
Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обработки информации.
Распределенные вычислительные системы представляют собой совокупность территориально разнесенных вычислительных средств, связанных друг с другом телекоммуникационными каналами связи.
В РФ уже действует ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Их создание опирается на концепции, которые разрабатываются соответствующим ведомством и утверждаются его руководством.
Вступившие в строй сети правовой информации охватывают территорию всей России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей.
На научно-технический центр правовой информации «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ возложены функции головной организации в сфере правовой информатизации.
В Указе Президента РФ от 25 апреля 1993 г. «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» Научно-техническому центру «Система» дано поручение ускорить работу по формированию эталонного банка данных правовой информации и созданию центрального узла системы.
Общенациональная территориально распределенная система, помимо своего прямого назначения, позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия государственных структур.
В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании. В настоящее время в России насчитывается около 40 таких фирм и компаний, к их числу относятся:
■ научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»;
■ центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург);
■ информационно-правовой консорциум «Кодекс»;
■ юридическое информационное агентство Intralex; !" ;
■ акционерное объединение «Консультант Плюс»; ;
■ юридический дом «Юстицинформ» и др.
Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений. Российские фирмы, оказывающие услуги по предоставлению и распространению правовой информации, регистрируются в научно-техническом центре «Система».
Быстрое развитие и распространение справочных правовых информационных систем в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов XX века: в 1989 г. — ЮСИС, в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». В 1993 г. в Москве состоялся Первый российский конкурс правовых баз данных,в котором приняли участие российские фирмы-разработчики СПС (табл. 4.2).
Официально в конкурсе приняли участие 9 организаций и СПС. Правовая система «Эталон» является крупнейшей в России универсальной системой, но в конкурсе она принимала участие неофициально, так как Министерство юстиции РФ было одним из организаторов конкурса. К моменту конкурса организации-участники контролировали более 80% российского рынка правовой информации.
В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосударственные СПС являются определяющими в области правовой информатизации. Общее число установленных компьютерных СПС всех типов превысило 200 тыс., но реальных пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены в локальных компьютерных сетях и используются коллективами работников предприятий.
Таблица 4.2