Методика развития речи
Тема 9
Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении
Методика развития речи. Основные направления работы
Развитие разных сторон речи детей:
методика словарной работы с детьми дошкольного возраста;
методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников;
обучение диалогической речи детей дошкольного возраста;
обучение монологической речи детей дошкольного возраста;
методика ознакомления с художественной литературой;
подготовка детей к обучению грамоте;
формирование грамматического строя речи.
Особенности речевого развития у/о дошкольников
- Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам): предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка с умственной отсталостью.
- Кроме того, нарушена связь между действием и словом. Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна.
- Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии.
- Звукопроизношение нарушено.
- Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями.
- Недосформирована семантическая сторона речи.
- Часто может наблюдаться эхолаличная речь.
- Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.
Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.
Таким образом, анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что данное страдание характеризуется явлениями децелерации (децелерация - запаздывание биологического созревания, явления психического инфантилизма, снижение адаптационных возможностей).
Задачи по развитию речи | Содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении |
Создавать условия для пробуждения речевой активности детей; Развивать коммуникативную функцию речи; Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения; Расширять словарный запас; Развивать фразовую речь; Знакомить с простейшими рассказами, сказками и.т.д. Поддерживать речевую активность детей; Развивать коммуникативную функцию речи, усиливать потребность ребенка в общении; Продолжать развивать диалогическую форму речи; Обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх, на занятиях; Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения; Расширять словарный запас; Учить с помощью взрослого намечать основные этапы предстоящего выполнения (что будем делать сначала? Что потом?); Обучать рассказыванию сказок и других литературных произведений на основе использования наглядных моделей, операциональных карт, символических средств, схематических зарисовок; Развивать способность к словообразованию и словоизменению; Работать над пониманием логических связей (причина- следствие, часть-целое). Поддерживать речевую активность детей; Развивать коммуникативную функцию речи, усиливать потребность ребенка в общении; Продолжать развивать диалогическую форму речи; Обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх, на занятиях; Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения; Расширять номинативный и глагольный словарный запас; Развивать фразовую речь в ходе коммуникативного рисования; Развивать все виды словесной регуляции; Проводить работу над пониманием содержания литературных произведений; Учить составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин; Работать над пониманием логических связей; | 1. Создание условий для пробуждения и стимулирования их речевой активности. Создание речевой среды.
Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих:
- рассказ взрослого о своих действиях (несколько простых фраз);
- разговаривать с ребенком, улыбаясь и прикасаясь к нему.
- давать время ребенку ответить вам;
- показывать ребенку свои эмоции;
- отвечать на любые звуки, произносимые ребенком;
- для одних и тех же событий используйте одни и те же слова;
- настроится на постепенный прогресс;
Развитие понимания речи
Понимание речи развивается при активном участии взрослых.
Обучение пониманию смысла речи включает:
Развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
Называть свое имя и фамилию;
Называть и показывать части тела;
Называть и применять слова «здравствуйте», «до свидания»;
Обучать умению отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать обобщающие слова.
Для неговорящих детей – понимание обращенной к нему речи, слов – названий предметов и слов – названий действий с предметами.
Развитие активной речи
Приемы: индивидуальное и хоровое повторение речевого материала (хоровая речь д /б легкой, плавной, четкой, слышать каждого ребенка) , отраженное и сопряженное проговаривание (неторопливый темп, правильная артикуляция, логическое ударение), составление диалогов по наглядной ситуации, комментированное рисование, конструирование фраз с местоимениями и глаголами в ед. и мн. числе, Проведение бесед:
Важную роль в общении играет беседа. В самом начале обучения важно соблюдать требования к постановке вопросов:
- вопросы задаются всем детям (фронтальная работа), чтобы привлечь внимание дошкольников;
- дать время на обдумывание ответа;
- не рекомендуется задавать вопросы, которые требуют двойного ответа (например, Каких диких и домашних животных вы знаете?);
Для формирования у дошкольников правильного речевого высказывания необходимо на первых порах включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика (например, «Как зовут этого мальчика?» «Этого мальчика зовут Костя»);
Вопросы как основа построения предложения:
|
Примеры конспектов занятий
Конспект по обучению грамоте
1. Тема:«Зима»
Задачи: