Методика развития речи

Тема 9

Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении

Методика развития речи. Основные направления работы

Развитие разных сторон речи детей:

методика словарной работы с детьми дошкольного возраста;

методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников;

обучение диалогической речи детей дошкольного возраста;

обучение монологической речи детей дошкольного возраста;

методика ознакомления с художественной литературой;

подготовка детей к обучению грамоте;

формирование грамматического строя речи.

Особенности речевого развития у/о дошкольников

- Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам): предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка с умственной отсталостью.

- Кроме того, нарушена связь между действием и словом. Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна.

- Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии.

- Звукопроизношение нарушено.

- Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями.

- Недосформирована семантическая сторона речи.

- Часто может наблюдаться эхолаличная речь.

- Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.

Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Таким образом, анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что данное страдание характеризуется явлениями децелерации (децелерация - запаздывание биологического созревания, явления психического инфантилизма, снижение адаптационных возможностей).

 

Задачи по развитию речи Содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении  
Создавать условия для пробуждения речевой активности детей; Развивать коммуникативную функцию речи; Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения; Расширять словарный запас; Развивать фразовую речь; Знакомить с простейшими рассказами, сказками и.т.д. Поддерживать речевую активность детей; Развивать коммуникативную функцию речи, усиливать потребность ребенка в общении; Продолжать развивать диалогическую форму речи; Обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх, на занятиях; Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения; Расширять словарный запас; Учить с помощью взрослого намечать основные этапы предстоящего выполнения (что будем делать сначала? Что потом?); Обучать рассказыванию сказок и других литературных произведений на основе использования наглядных моделей, операциональных карт, символических средств, схематических зарисовок; Развивать способность к словообразованию и словоизменению; Работать над пониманием логических связей (причина- следствие, часть-целое). Поддерживать речевую активность детей; Развивать коммуникативную функцию речи, усиливать потребность ребенка в общении; Продолжать развивать диалогическую форму речи; Обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх, на занятиях; Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения; Расширять номинативный и глагольный словарный запас; Развивать фразовую речь в ходе коммуникативного рисования; Развивать все виды словесной регуляции; Проводить работу над пониманием содержания литературных произведений; Учить составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин; Работать над пониманием логических связей; 1. Создание условий для пробуждения и стимулирования их речевой активности. Создание речевой среды. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих: - рассказ взрослого о своих действиях (несколько простых фраз); - разговаривать с ребенком, улыбаясь и прикасаясь к нему. - давать время ребенку ответить вам; - показывать ребенку свои эмоции; - отвечать на любые звуки, произносимые ребенком; - для одних и тех же событий используйте одни и те же слова; - настроится на постепенный прогресс; Развитие понимания речи Понимание речи развивается при активном участии взрослых. Обучение пониманию смысла речи включает: Развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; Называть свое имя и фамилию; Называть и показывать части тела; Называть и применять слова «здравствуйте», «до свидания»; Обучать умению отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Для неговорящих детей – понимание обращенной к нему речи, слов – названий предметов и слов – названий действий с предметами. Развитие активной речи Приемы: индивидуальное и хоровое повторение речевого материала (хоровая речь д /б легкой, плавной, четкой, слышать каждого ребенка) , отраженное и сопряженное проговаривание (неторопливый темп, правильная артикуляция, логическое ударение), составление диалогов по наглядной ситуации, комментированное рисование, конструирование фраз с местоимениями и глаголами в ед. и мн. числе, Проведение бесед: Важную роль в общении играет беседа. В самом начале обучения важно соблюдать требования к постановке вопросов: - вопросы задаются всем детям (фронтальная работа), чтобы привлечь внимание дошкольников; - дать время на обдумывание ответа; - не рекомендуется задавать вопросы, которые требуют двойного ответа (например, Каких диких и домашних животных вы знаете?); Для формирования у дошкольников правильного речевого высказывания необходимо на первых порах включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика (например, «Как зовут этого мальчика?» «Этого мальчика зовут Костя»); Вопросы как основа построения предложения:
  1. Вопросы, требующие простого называния предмета. Что это? Кто это?
  2. Вопросы, требующие воспроизведения фактов от простого к сложному.
- вопросы учителя служат основой предложения (в нем даны все слова, структура намечена). Вчера мы ходили в парк? Что варит повар? - вопросы задаются так, чтобы дети употребили в ответе 2-3 своих слова. Что делает повар? Постепенное ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов, картинок и графических изображений. - Картинка (девочка рисует) Что делает? - Что рисует девочка? - Чем рисует девочка? - Где рисует девочка? - Какая девочка? 2. Развитие фразовой речи и элементов связности. Один раз в неделю дефектолог проводит специальное занятие с подгруппой детей от 3-5 человек. Занятия направлены на развитие: 1. речевого общения (вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь). Помимо произнесения слов ВО предполагает: - восприятие и понимание - реакцию на речь окружающих - умение соблюдать очередность в разговоре - способность выражать свои желания - способность отчетливо произносить самые разные звуки, тренировку органов артикуляции. 2. формирование лексико-грамматического строя речи, обучение детей рассказыванию по сюжетным картинкам. Хорошее пособие по развитию речи -картинки и картины. Работа с картинками начинается после того, как дети уже знают ряд предметов и их названия, когда сформировались уже некоторые представления об окружающих предметах. Комплекты картинок: однопредметные картинки; элементарно-сюжетные картинки (девочка несет тарелку, мальчик сидит на стуле); раздаточные картинки. При использовании картинки с простым сюжетом: дети называют предмет, позднее называют и действие. Картинки следует выдавать и для самостоятельного рассматривания. Для рассматривания даются сначала даются однопредметные картинки. Вопросы по картинке нужно ставить короткие и ясные. Не следует увлекаться деталями, если стоит цель только назвать предмет, если предстоит внимательно рассмотреть нарисованный предмет должна быть система вопросов. Для развития восприятия, мышления, речи, активизация всей психической деятельности очень полезны сюжетные картинки. Требования: - подготовить ребенка к восприятию картинки, заинтересовать предыдущей работой; - подберите картинки, содержание которых интересно, эмоционально насыщено, но не перегружено второстепенными деталями, многочисленными действующими лицами; - руководите рассматриванием картинки (привлекайте внимание к главным объектам, обращайте внимание на существенные признаки, задавайте наводящие вопросы). А.Р. Малер 1990 г. – не зависимо от того есть ли у ребенка развитая речь или он произносит только отдельные слова нужно использовать в работе с ним различные сюжетные картинки, иллюстрации к знакомым сказкам, беседовать по ним. Работу с серией картинок, связанных общим содержанием, нужно осуществлять по плану:
  1. разложить по порядку всю серию картинок;
  2. побеседовать по каждой картинке;
  3. убрать все картинки;
  4. предложить ребенку разложить картинки.
3. Формирование связной речи и ее основных функций. Обучение детей рассказыванию по предметам и игрушкам, по сюжетным картинкам. Элементы обучения грамоте. Работа с литературными произведениями.  

Примеры конспектов занятий

Конспект по обучению грамоте

1. Тема:«Зима»

Задачи: