Тенденции изменения способов доступа пользователей к информации

Мировой рынок информационных услуг. Этапы развития.

Информационный бизнес. Особенности информации как товара

 

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Видя деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств копирования информации, объединяют в понятие информационная индустрия.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица.

 

Первые АИС получили название информационно-поисковых систем (ИПС). Такие системы работали в двух режимах:

- избирательного распространения информации;

- ретроспективного поиска.

При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователей о найденных документах.

При ретроспективном поиске осуществляется просмотр всего массива по разовому запросу.

Следующий шаг - рост объемов памяти и быстродействия. Появляются фактографические информационные системы. Эти системы содержат формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов.

Информация фактографических систем организовывалась в виде баз данных. Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователей.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационной рынке.

 

Статус информационной службы
государственные 56% 20% 15%
коммерческие 22% 65% 75%
некоммерческие 22% 13% 9%
смешанные - 2% 1%

 

Становление рынка электронной информации сопровождалось специализацией - разделением труда.

Сформировалось три группы информационных служб:

1. Центры генераторы - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии.

2. Центры распространения. Занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами.

3. Информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирование и ведение баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

 

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи информации.

 

 

Способы доступа Количество баз, в которых возможны различные виды доступа
Диалоговый доступ 3524 (52%) 5564 (61%)
Пакетный поиск 999 (16%) 481 (5%)
Компакт-диски 433 (7%) 1648 (18%)
Дискеты 478 (8%) 701 (9%)
Магнитные ленты 787 (13%) 600 (7%)

 

Локальная сеть - группа из нескольких компонентов, соединенных между собой посредством кабеля. Локальные сети позволяют обеспечить:

1. коллективную обработку данных подключенных в сеть компьютеров и обмен данными между пользователями;

2. совместное использование программ;

3. совместное использование принтеров, модемов и других устройств.