Тенденции изменения способов доступа пользователей к информации
Мировой рынок информационных услуг. Этапы развития.
Информационный бизнес. Особенности информации как товара
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Видя деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств копирования информации, объединяют в понятие информационная индустрия.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица.
Первые АИС получили название информационно-поисковых систем (ИПС). Такие системы работали в двух режимах:
- избирательного распространения информации;
- ретроспективного поиска.
При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователей о найденных документах.
При ретроспективном поиске осуществляется просмотр всего массива по разовому запросу.
Следующий шаг - рост объемов памяти и быстродействия. Появляются фактографические информационные системы. Эти системы содержат формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов.
Информация фактографических систем организовывалась в виде баз данных. Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователей.
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационной рынке.
Статус информационной службы | |||
государственные | 56% | 20% | 15% |
коммерческие | 22% | 65% | 75% |
некоммерческие | 22% | 13% | 9% |
смешанные | - | 2% | 1% |
Становление рынка электронной информации сопровождалось специализацией - разделением труда.
Сформировалось три группы информационных служб:
1. Центры генераторы - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии.
2. Центры распространения. Занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами.
3. Информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирование и ведение баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи информации.
Способы доступа | Количество баз, в которых возможны различные виды доступа | |
Диалоговый доступ | 3524 (52%) | 5564 (61%) |
Пакетный поиск | 999 (16%) | 481 (5%) |
Компакт-диски | 433 (7%) | 1648 (18%) |
Дискеты | 478 (8%) | 701 (9%) |
Магнитные ленты | 787 (13%) | 600 (7%) |
Локальная сеть - группа из нескольких компонентов, соединенных между собой посредством кабеля. Локальные сети позволяют обеспечить:
1. коллективную обработку данных подключенных в сеть компьютеров и обмен данными между пользователями;
2. совместное использование программ;
3. совместное использование принтеров, модемов и других устройств.