Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов

 

Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о зна­чительном потенциале спроса на продукцию информаци­онного сектора.

Многообразие видов информации предопределяет ши­рокий круг потребителей информационных товаров и ус­луг. В силу того, что на информацию есть потребитель­ский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребле­ния. Но сегодня основную массу информационных продук­тов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная уп­равленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации — вот примеры использования ин­формационных ресурсов предприятиями.

При высоком уровне развития современных информа­ционных технологий потребитель имеет возможность де­лать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в биб­лиотеке можно использовать ручной или электронный ка­талог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах дан­ных и т. п.

Практика маркетинговых исследований в разных стра­нах говорит о том, что фирмы-производители информаци­онных продуктов используют несколько основных подхо­дов при установлении цен на информационные товары и услуги.

1) Продуктовый подход основан на особенностях конк­ретных информационных продуктов.

2) Институциональный подход концентрирует внима­ние на производителях информационных товаров и услуг.

3) Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выра­ботке ценовой стратегии той или иной фирмы.

В процессе формирования цен на информационные то­вары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова струк­тура рынка данного продукта и т.д., что, естественно, дает пре­имущество при определении уровня цен.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как: значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д.

Качественное разнообразие информационных про­дуктов определяет такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование дого­ворных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

Так или иначе, рассматривая особенности ценообразо­вания на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что, в свою очередь, неизбежно накладывает отпечаток на принципы установ­ления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.