Информационные продукты и информационные услуги

 

Информационные ресурсы являются базой для созда­ния информационных продуктов.

Информационный продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара [6].

Рассмотрим основные особенности информационного продукта, отличающие информацию от других товаров:

1. Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

2. Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.

3. Потребителям дается возможность различных способов получения информационного продукта. Эта особенность называется адресностью информации.

Производство информации в отличие от производства материальных товаров требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование.

К основным видам типовых информационных услуг и продуктов на российском информационном рынке, относятся:

- информация на машиночитаемых носителях (базы данных),

- информационные издания,

- избирательное распространение и ретроспективный поиск информации;

- предоставление доступа к базам данных в диалого­вом режиме;

- копии первоисточников на различных носителях и др.

Ценность информационного продукта для пользовате­лей и его коммерческий успех зависят от того, насколько он соответствует потребности пользователей. При этом получаемая информация вос­принимается как первичные данные, которым еще толь­ко предстоит стать информацией, воспринятой в рамках информационных моделей пользователей (пред­ставлений пользователей об интересующей их предмет­ной области).

Новые информационные технологии, в отличие от тра­диционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.д.). Эти средства позволяют пользователю не только визуали­зировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить ин­формацию в объеме и формате, которые являются реле­вантными именно его потребностям.

В идеальном случае средства доступа должны обеспе­чить поиск и представление информации, соответствую­щей потребностям пользователя, где бы она ни находи­лась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационная услуга.

Появление информационных товаров и услуг расшири­ло спрос на информационные продукты, так как способ­ствовало индивидуализации предложения данных — его приближению к индивидуальным предпочтениям отдель­ных пользователей, а также сближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком ин­формационным продуктом, что при прочих равных усло­виях удешевляет реально полученную информацию.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:

- непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;

- пакетный доступ к базам данных - режим off-line;

- в виде баз данных на компакт-дисках и др. внешних носителях;

- в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;

- в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.

Возможны различные аспекты классификации пользователей. Так пользователи могут быть разделены на следующие группы:

- специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

- специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;

- работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

- работники государственных учреждений;

- работники общественных организаций;

- индивидуальные пользователи.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:

- центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;

- центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;

- информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

Информационная сфера охватывает широкий круг то­варов и услуг. Рынок информации включает такие секто­ры как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая де­ятельность и т.д.

Прежде всего, следует различать информацию как тако­вую и носители информации. По сферам использования информация может подразделяться на научно-техниче­скую, управленческую и социальную.

При прагматическом подходе, который оценивает бла­га от использования информации, информационные про­дукты делятся на познавательные и развлекательные.

Специалисты выделяют 30 отраслей, связанных с про­изводством знания, и разделяют их на пять групп:

1) образование;

2) научные исследования и разработки;

3) средства массовой информации и связь;

4) информационные машины и оборудование;

5) информационные услуги.

Существует и такая точка зрения, что к информацион­ной сфере нецелесообразно относить производство техни­ческих средств для обучения и преобразования информа­ции, ее носителей, каналов связи и т. д.

Следует подчеркнуть сложность взаимодействия затрат и результатов информационной деятельности. В тех слу­чаях, когда большую роль играет фактор своевременного использования информационного продукта, эффект инфор­мационного воздействия непропорционален усилиям, за­траченным на производство информации. Целый ряд ин­формационных товаров и услуг имеет небольшой жизнен­ный цикл, но их своевременное использование дает огром­ный эффект. Это относится, например, к таким видам ин­формационного продукта, как оперативная управленче­ская информация или метеорологические прогнозы.