Роль информации в современном обществе. Параметры информационных ресурсов
ИНФОРМАЦИЯ И БИЗНЕС. Рынки информационных ресурсов
Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации. Согласно статистическим данным, процесс перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную привел к тому, что уже сейчас в информационной сфере развитых стран работает более 50% занятого населения.
По мнению специалистов, индустрия обработки информации играет для промышленно развитых стран ту же роль, которую на этапе индустриализации играла тяжелая промышленность. Информационные ресурсы становятся основным национальным богатством развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ведущую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.
Термин «информация»происходит от латинского слова «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение. Информацию передают устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн; получают с помощью органов чувств, электрических датчиков фото и видеокамер.[6]
В настоящее время можно выделить два основных показателя, каждый из которых свидетельствует о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации:
1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;
2) материальные затраты на хранение, передачу и обработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.
Годом рождения информационного рынка в России считают 1991г. Появление рынка в РФ обусловлено тем, что были созданы мировые телекоммуникационные вычислительные сети (ТВС)
Рассмотрим ряд основных понятий.
Сведения - это набор сигналов физических процессов воспринимаемых субъектом через его органы чувств. ( Субъектом может быть человек или машина, которая предназначена для восприятия сигналов.)
Данные - это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.
Передача данных - обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.
Обработка данных - последовательность операций, производимых над данными.
Данные различаются по:
1) форматуданных – характеристика данных, способствующая оптимальному их использованию и определяющая структуру и способ их хранения, диапазон возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над этими данными;
2) структуре данных– это организационная схема, в соответствии с которой данные упорядочены с тем, чтобы их можно было максимально эффективно интерпретировать или выполнять над ними различные операции.
Информация – это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.
Документ – это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования, содержащий реквизит.
Реквизит документа – обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.
Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. (Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.)
Информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.
Качество принятия информационных решений в значительной мере зависит от свойств информационных ресурсов, используемых при решении конкретных задач.
В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и способов их количественной или качественной характеристики.
Анализ различных источников показывает, что в настоящее время наиболее широко для оценки информационных ресурсов используются следующие основные параметры [4]:
1) содержание;
2) охват;
3) время;
4) источник;
5) качество;
6) соответствие потребностям;
7) способ фиксации;
8) язык;
9) стоимость.
Для каждого параметра используется свой набор мер, выражающих связь качественных и количественных характеристик (различий и измерений) информационных ресурсов, позволяющих с той или иной точностью определить границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества ведет к изменению количества.
Актуальность разработки системы мер, отражающих свойства информационных ресурсов, используемых при принятии решений, возрастает по мере увеличения объемов информации; включения в информационные каналы информации об одних и тех же объектах, но представленных в различных схемах (моделях) описания с различной точностью, полнотой описания и представления данных; отсутствия временных индикаторов, позволяющих определить истинное состояние объектов описания на данный момент времени; включения в информационные потоки заведомо ложной информации и т.п.
Для измерения перечисленных параметров информационных ресурсов используются различные измерительные шкалы:
- шкалы наименований и классификаций;
- порядковые шкалы;
- порядковые шкалы с интервалом;
- количественные шкалы (шкалы пропорциональные).
Выбор меры при оценке параметров является сложной методологической задачей. Это обусловлено тем, что при решении различных задач существенно меняются предметы или явления, между которыми определяются границы, и соответственно изменяются качественные и количественные характеристики, на основании которых выявляются связи, различия и отношения между предметами.
Краткая характеристика основных параметров приводится ниже.
Содержание определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причем группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах) различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах.
Для определения соответствия содержания информационных ресурсов решаемым проблемам в настоящее время, как правило, используются различные классификационные шкалы и шкалы наименований: классификаторы, классификации, разнообразные виды языков дескрипторного типа, указатели различных типов (именные, предметные, географические, номенклатурные и т.п.). С помощью этих средств пользователь может определить с той или иной степенью вероятности наличие требуемой информации в исследуемых информационных ресурсах или более точно выделить подмножество ресурсов, в котором она находится.
Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. Охват можно рассматривать как часть параметра содержания.
Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов.
Объем — это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю.
Полнота — это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить).
Достаточность определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации.
Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:
- фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);
- задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);
- является характеристикой, определяющей связь между информацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени.
Источник идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации.
Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам (информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень при годности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.
Однако всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той ж информации при реализации различных целей и (или) видов деятельности различно, а следовательно, отличаются в различных предметных областях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источниковедении, библиометрии и др.) наборы параметров (показателей) и методики определения качества информации.
Информационная потребность — это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем.
Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на различных видах носителей, или документирование. Информация становится ресурсом только в том случае, если она может свободно циркулировать между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.
Перевод документов с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения в содержании, вызванные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.
Цена услуг перевода научно-технических текстов на рынке информации зарубежных стран зависит от сложности языка, с которого или на который осуществляется перевод, и срочности выполнения работы, за которую устанавливаются надбавки до 50%.
Стремление уменьшить расходы на перевод привело к широкому развитию машинного перевода и использованию специального программе нового обеспечения для составления подстрочников или формализованных текстов. В настоящее время разработаны системы автоматизированного перевода с английского, французского и немецкого языка на русский некоторые из них используются при решении ограниченного круга информационных задач.
Стоимость — овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей.
Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности.
Наиболее часто используемыми показателями при оценке результативности информационной деятельности являются:
- пертинентность;
- релевантность;
- полнота;
- точность;
- сжатость и наглядность представления.
Пертинентность - соответствие содержания документов информационной потребности пользователя.
Релевантность - соответствие документов запросу потребителя, реализованному по принятому в конкретной системе критерию смыслового соответствия.
Полнота - выраженное в процентах отношение числа выданных релевантных документов к их общему числу в поисковом массиве.
Точность - выраженное в процентах отношение релевантных документов к общему числу выданных на запрос релевантных и нерелевантных документов.
Кроме этого необходимо учитывать сжатость и наглядность представления информации.
Одна и та же информация, представленная в виде математических моделей, программных комплексов, графиков, карт, таблиц, чертежей кино-, фотоматериалов и пр., по-разному воспринимается различным группами потребителей, что также существенно влияет на оценку получаемой информации.