Учет ремонта, восстановления, консервации основных средств.

Ремонт основных средств осуществляется с целью поддержания их в рабочем состоянии. В зависимости от периодичности и сложности ремонт бывает текущим, средним и капитальным.Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью поддержания их в работоспособном состоянии. Объем работ по текущему ремонту незначителен.Средний ремонт по сложности и периодичности проведения находится между текущим и капитальным. Его назначение - продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.Капитальный ремонт предполагает замену основных узлов и агрегатов, несущих конструкций и т.п.Какой бы ремонт организация ни проводила: текущий, средний, капитальный, затраты на него считаются текущими и относятся на счета учета издержек производства или обращения.Ремонтные работы проводятся подрядным и хозяйственным способами.Записи в учете делаются на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).При этом организации имеют право относить затраты на ремонт непосредственно в момент их осуществления или же путем создания резерва на ремонт.Вариант 1. Применяется в случае незначительного объема ремонтных работ. Все затраты на ремонт относят непосредственно на счета учета издержек производства.

Подрядный способ Хозяйственный способ
Дебет 20, 25, 26 - Кредит 60 - отражена стоимость услуг подрядчика за проведение ремонта без НДС; Дебет 19 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре подрядчика; Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19 - сумма "входного" НДС по услугам предъявлена к вычету Дебет 20, 23, 25, 26 - Кредит 10, 70, 69... - отражаются затраты на ремонт, проведенный хозяйственным способом

 

Для целей налогового учета расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Вариант 2.Создание резерва на ремонт основных средств.Планируемая сумма расходов указывается в смете расходов на ремонт, которая составляется и утверждается руководителем в начале каждого года.На основании этой сметы определяют норматив (N) ежемесячных отчислений в резерв:N = Сумма сметы : 12 мес.В конце года излишне зарезервированные суммы сторнируются, если ремонтные работы этого объекта закончены. В случае если ремонт не закончен, неизрасходованную сумму резерва можно перенести на следующий год.В учете ежемесячно отражаются отчисления в ремонтный фонд по установленному нормативу.Дебет 25, 26 - Кредит 96/"Ремонтный фонд" - сформирован резерв на ремонт.

 

Подрядный способ Хозяйственный способ
Дебет 96/"Ремонтный фонд" - Кредит 60 - отражено списание расходов на ремонт, проведенный подрядным способом за счет ремонтного фонда на сумму без НДС; Дебет 19 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре подрядчика Дебет 23 - Кредит 10, 70, 69... - отражаются расходы на ремонт, проведенный хозяйственным способом; Дебет 96/"Ремонтный фонд" - Кредит 23 - списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами за счет ремонтного фонда. Если в организации ремонтного подразделения нет, то делаются записи: Дебет 96/"Ремонтный фонд" - Кредит 10, 70, 69... - отражаются расходы на ремонт, проведенный хозяйственным способом

 

Для целей налогового учета согласно п. 3 ст. 260 НК РФ организации также могут для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств создавать резервы.

Модернизация и реконструкция основных средств.От ремонта основных средств следует отличать их модернизацию и реконструкцию.Модернизация и реконструкция могут быть произведены как подрядным, так и хозяйственным способом.

Понятия "модернизация" и "реконструкция" для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета тождественны.

Рассмотрим записи в учете при подрядном и хозяйственном способах проведения работ

 

Подрядный способ Хозяйственный способ
Дебет 08/3 - Кредит 60 - отражена стоимость услуг подрядчика за проведенную модернизацию (реконструкцию) на сумму без НДС; Дебет 19/1 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре подрядчика; Дебет 60 - Кредит 51 - отражено перечисление подрядчику денежных средств за модернизацию (реконструкцию); Дебет 01 - Кредит 08/3 - отражено увеличение первоначальной стоимости основного средства на сумму стоимости проведенной модернизации (реконструкции); Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19/1 - сумма "входного" НДС предъявлена к вычету Дебет 23 - Кредит 02, 10, 70, 69... - отражаются затраты по модернизации (реконструкции) основных средств (если работы производят вспомогательные рабочие); Дебет 08/3 - Кредит 23 - отражаются затраты по модернизации (реконструкции) основных средств, произведенные вспомогательными рабочими; Дебет 01 - Кредит 08/3 - увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму стоимости проведенной реконструкции или модернизации (реконструкции). Если вспомогательного производства в организации нет, то: Дебет 08/3 - Кредит 02 - начислена амортизация основных средств, использованных при модернизации (реконструкции); Дебет 08/3 - Кредит 10 - списана фактическая себестоимость материалов, отпущенных на модернизацию (реконструкцию); Дебет 08/3 - Кредит 70 - начислена заработная плата рабочим за работы по модернизации (реконструкции); Дебет 08/3 - Кредит 69 - начислены ЕСН с заработной платы, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний; Дебет 01 - Кредит 08/3 - увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму стоимости проведенной реконструкции или модернизации

 

Для целей бухгалтерского и налогового учета стоимость работ по реконструкции и модернизации включается в первоначальную стоимость основного средства.Организация может воспользоваться правом на единовременное списание 10% от сумм, истраченных на модернизацию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств (т.е. правом на амортизационную премию). Право на такое списание появляется у организации только после завершения работ по модернизации, достройке, дооборудованию, техническому перевооружению и частичной ликвидации основных средств.