Тема 6. Учет основных средств.
Нормативные документы:
- Федеральный Закон №129-ФЗ от 21.11.1996г.
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств», приказ Минфина от 30.03.01г. №26н
- «Методические указания по учету основных средств», приказ Минфина 13.10.03г. №91н
- План счетов…, приказ Минфина от 31.10.2000г. №94н
- Постановление Госкомстата от 21.01.2003г. №7 «Унифицированные формы по учету основных средств»
Вопрос 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
Активы принимаются к учету в качестве основных средств при одновременном выполнении ряда условий:
- актив предназначен для использования в производстве продукции ( работ, услуг), для управленческих нужд
- в течение периода более 12 месяцев
- способен приносить доход
- организация не предполагает последующей перепродажи.
Единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект, то есть основные средства со всеми приспособлениями для выполнения определенных функций.
Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается организацией в составе основных средств по доле в общей собственности.
Выделяют несколько классификаций ОС.
Деление ОС по составу:
здания, сооружения, машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т.д.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
- в эксплуатации:
- в запасе, резерве;
- в ремонте;
- на стадии достройки, дооборудования;
- на консервации.
В зависимости от прав организации на ОС:
- принадлежащие на праве собственности
- находящиеся в хозведении или оперативном управлении
- полученные в аренду
- полученные по договорам ссуды
- полученные в доверительное управление
Основные средства оцениваются по первоначальной стоимости. Она складывается из суммы фактических затрат на создание, приобретение объекта:
- суммы по договору,
- погрузка, разгрузка,
- транспортные услуги,
- начисленные %% по заемным обязательствам при создании инвестиционного актива,
- таможенные пошлины,
- регистрационные сборы
- услуги посредника и т. д.
Основные средства,
- полученные безвозмездно, оцениваются по рыночной стоимости на дату включения в состав внеоборотных активов;
- полученные ввиде вклада в Уставный капитал, по согласованной учредителями стоимости;
- приобретенные за иностранную валюту - по курсу ЦБ РФ на дату включения в состав внеоборотных активов;
- полученные по договору мены (исполнение обязательств не денежными средствами)- по стоимости переданных или подлежащих передаче ценностей. Стоимость ценностей, полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Вопрос 2. Учет поступления основных средств.
Формирование первоначальной стоимости основных средств осуществляется на счете 08. Отражение в учете хозяйственных операций по поступлению основных средств определяется характером операции: поступление по договорам купли-продажи, дарения, учредительным, в процессе инвентаризации и т.п.
- Приобретение, создание основных средств
Дт 08 Кт 02, 69, 70, 60, 10, 71, 66, 67 – расходы по формированию стоимости основных средств
Дт 01 Кт 08 – объект принят к учету
- Безвозмездное получение основных средств
Дт 08 Кт 98 – рыночная стоимость объекта
Дт 01 Кт 08 – принят к учету объект основных средств
Дт 20, 26 Кт 02 – начислена амортизация
Дт 98 Кт 91 – списание в порядке начисления амортизации
- Получение вклада в Уставный капитал
Дт 08 Кт 75 – договорная стоимость передачи
Дт 01 Кт 08 – объект принят к учету
- Выявление в процессе инвентаризации
Дт 01 Кт 91 – по рыночной стоимости
- При внутрихозяйственных расчетах
Дт 01 Кт 79 – получение от головной организации (получение от филиала)
- Отражение операций товарищем, ведущим общие дела, на отдельном балансе (Договор совместной деятельности)
Дт 01 Кт 80
Вопрос 3. Изменение стоимости основных средств. Порядок и отражение в бухучете переоценки основных средств.
Стоимость основных средств может изменяться только в результате:
- переоценки;
- модернизации, реконструкции, достройки, дооборудовании;
- частичной ликвидации.
Организация может не чаще 1 раза в год (на конец года) осуществлять переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. В последующем переоценка проводится регулярно, чтобы стоимость основных средств существенно не отклонялась от рыночной стоимости.
Суммы дооценки включаются в состав добавочного капитала, уценки – в состав прочих расходов. Пропорционально переоценивается величина амортизации.
- Дооценка впервые
Дт 01 Кт 83
Дт 83 Кт 02
- Уценка впервые
Дт 91 Кт 01
Дт 02 Кт 91
- Уценка ранее дооцененного объекта
Дт 83 Кт 01 – в пределах ранее произведенной дооценки
Дт 02 Кт 83
Дт 91 Кт 01 –на недостающую сумму
Дт02 Кт 91
- Дооценка ранее уцененных объектов
Дт 01 Кт 91 – в пределах ранее произведенной уценки
Дт 91 Кт 02
Дт 01 Кт 83 – на недостающую величину.
Дт 83 Кт 02
При выбытии дооцененных ОС суммы дооценки списываются в состав нераспределенной прибыли: Д83 К 84
Вопрос 4. Порядок начисления амортизации, отражение ее в учете.
Основные средства переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт путем начисления амортизации.
Не начисляется амортизация по земле и объектам природопользования, музейным предметам и коллекциям, неиспользуемым объектам ОС для мобилизационной подготовки.
По объектам ОС некоммерческих организаций амортизация неначисляется, а отражается за балансом виде износа, начисленного по нормам амортизации линейным способом.
В соответствии с учетной политикой организации объекты, стоимостью не более 40 000,00 рублей, можно отражать в составе МПЗ. Должен быть обеспечен контроль за движением этих средств.
Начисление амортизации осуществляется 4 способами:
1) линейный– годовая сумма амортизации определяется на основе первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации на основе срока полезного использования;
2) способ уменьшаемого остатка– годовая сумма амортизации рассчитывается на основе остаточной стоимости на начало каждого года и нормы, исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3;
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости и соотношения числа лет до конца срока полезного использования и суммы чисел лет срока полезного использования.
Число лет до конца срока полезного использования
Сумма чисел лет срока полезного использования
1-ый год:
10 000 * 5 лет / (1+2+3+4+5) = 10 000 * 5/15;
2-ой год:
10 000 * 4 года / 15;
3-ий год:
10 000 * 3 года / 15;
4-ый год:
10 000 * 2 года / 15;
5-ый год:
10 000 * 1 год / 15.
4) способ списания пропорционально объема продукции (работ) – годовая амортизация определяется исходя из натурального показателя объема выпуска продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции в натуральном выражении за весь срок полезного использования.
Выбранный способ начисления амортизации применяется по группе однородных основных средств в течение срока полезного использования.
Срок полезного использования основных средств компания определяетсамостоятельно в зависимости от сроков получения доходов, производительности, мощности основных средств.
Начисление амортизации в течение полезного срока использования осуществляется независимо от результатов деятельности компании.
По ОС, по которым закончены капвложения, амортизация начисляется со следующего месяца после принятия к учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, принимаются к учету в качестве основных средств на отдельный субсчет счета 01.
Нормативные документы предусматривают только 2 случая, когда начисление амортизации приостанавливается:
1) консервация основных средств на срок более 3 месяцев по решению руководителя;
2) восстановление основных средств в течение периода более 12 месяцев.
В бухучете начисление амортизации отражается путем накопления соответствующих сумм на счете 02.
Д 20,26,28,29,44,91… К 02.
Вопрос 5. Учет операций по восстановлению основных средств.
Для поддержания основных средств в рабочем состоянии выполняются работы по их восстановлению.
Работы по восстановлению включают:
- часть работ капитального характера (модернизация, реконструкция, техперевооружение);
- некапитальные работы в виде ремонтов.
(Перечень работ по ремонту: Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 №279. В Градостроительном кодексе от 29.12.2004 №190-фз, ред. от 19.07.2011 – реконструкция – изменение параметров объектов капстроительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в т.ч. – надстройка, перестройка, расширение объекта капстроительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановления указанных элементов.)
Затраты на работы по восстановлению основных средств, в результате которых не изменяются первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта, формируют расходы текущего периода.
Д 20,23,26 К 60,69,70,71
Если в результате восстановления основных средств улучшаются, повышаютсянормативные показатели функционирования,т.е. осуществляется модернизация, реконструкция, техническое перевооружение и т.д., то произведенные расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта:
Д 08 К 60,69,70…
Д 01 К 08.
При проведении работ по реконструкции, модернизации организация пересматривает срок полезного использования.
Вопрос 6. Учет выбытия основных средств.
ОС, не участвующие в процессе получения дохода, подлежат списанию. Целесообразность списания объектов определяет комиссия организации. Кроме того, ОС выбывают по различным операциям. Порядок учета выбытия основных средств зависит от характера хозяйственной операции:
- продажа;
- передача в уставной капитал;
- безвозмездная передача;
и т.д.
Инвентарные номера по выбывшим основным средствам не рекомендуется присваивать новым объектам основных средств в течение 5 лет. Инвентарные карточки хранятся в компании также не менее 5 лет.
Выбытие основных средств осуществляется через счет 91.
При длительном периоде выбытия основных средств рекомендуется открывать отдельный субсчет к счету 01.
- Продажа
Д 01субсчет К 01 – списывается первоначальная стоимость
Д 02 К 01субсчет - списывается амортизация
Д 91 К 01субсчет - списывается остаточная стоимость
Д 62 К 91 – сумма по договору
Д 91 К 68 – НДС
Д 91 К 60,69,70 – расходы по продаже
Д 91 К 99 – результат
или
Д 99 К 91 – результат.
2. Безвозмездная передача
Д 02 К 01 - списывается амортизация
Д 91 К 01 - списывается остаточная стоимость
Д 91 К 68 – НДС с рыночной стоимости
Д 99 К 91 – убыток от передачи
3. Передача в виде вклада в уставной капитал
По пункту 85 Методических указаний по учету основных средств передача основных средств в счет вклада в уставной капитал осуществляется по остаточной стоимости.
Д 02 К 01 - списывается амортизация
Д 76 К 01 - списывается остаточная стоимость
Д 58 К 76 – передача объекта в виде вклада в уставный капитал
Д 19 К 68 – восстановлен НДС, Д 58 К 19
По ПБУ 19/02, 6
Д 02 К 01 - списывается амортизация Д 91 К 01 - списывается остаточная стоимость Д 58 К 91 – согласованная стоимость учредителей Д 91 К 99 – прибыль Д 99 К 91 – убыток. (по акту комиссии, в которую входит и гл.бухгалтер, утвержденному руководителем) Д 02 К 01 - списывается амортизация Д 91 К 01 - списывается остаточная стоимость Д 91 К 60,23 – расходы по демонтажу Д 10 К 91 – оприходованы материальные ценности после списания основных средств ( по сумме денежных средств, которая может быть получена от продажи материальных ценностей). Заключительной проводкой при оформлении всех хозяйственных операций по выбытию дооцененных основных средств является: Д 83 К 84. Вопрос 7. Учет текущей аренды. Нормативный документ: Глава 34 ГК РФ По договору аренды собственник передает права пользования имуществом другому лицу на определенное время за вознаграждение. По договору в аренду могут быть переданы только вещи, не теряющие натуральных свойств при использовании; - договор аренды недвижимого имущества на срок более 1 года подлежит регистрации; - арендная плата меняется не чаще 1 раза в год; - текущий ремонт осуществляет арендатор, капитальный – арендодатель, если иное не предусмотрено договором и др. Учет у арендодателя Арендные платежи у арендодателя могут учитываться в составе доходов от обычных видов деятельности или прочих. Деление зависит от отнесения арендных операций к предмету деятельности, от их существенности, систематичности поступления платежей. 1) арендные платежи в составе доходов от обычных видов деятельности: Д 01субсчет «основные средства, переданные в аренду» К 01 – передача основных средств в аренду Д 62 К 90 – величина арендных платежей Д 90 К 68 – НДС Д 90 К 26 – списание затрат Д 90 К 99 – результат 2) арендные платежи в составе прочих доходов: Д 01субсчет К 01 Д 62 К 91 – сумма арендных платежей Д 91 К 68 – НДС Д 91 К 02,60,69,70… - расходы арендодателя по содержанию имущества Д 91 К 99 – результат. Учет у арендатора У арендатора при наличии должным образом оформленных документов (договор, экспликация, копия свидетельства о праве собственности на имущество, акт приема-передачи), арендные платежи включаются в состав расходов текущего периода. Арендатору рекомендуется вести инвентарную карточку учета ОС, полученных в аренду и отражаемых на забалансовом счете. Д 001 Д 20,23,25 К 60,76 Д 19 К 60,76 – НДС. Вопрос 8. Учет лизинговых операций (Учет финансовой аренды). Нормативные документы: В соответствии с фз №115-фз от 07.08.2001 г. «О противодействии нелегальных доходов» операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма равна или превышает 600000 руб. К подобным операциям отнесены и сделки по получению или предоставлению имущества по договору лизинга (ст.6). Лизинговая деятельность – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Предмет лизинга – любые непотребляемые вещи, т.е. предприятия, комплексы, здания, оборудование, транспорт. Предметом лизинга не могут быть земельные участки, природные объекты и имущество, запрещенное к свободному обращению (военная техника). Предмет лизинга, переданный во временное пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. По договору финансового лизинга – предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон. При оперативном лизинге предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя. Лизингодатель обязан предоставить имущество в рабочем состоянии по договору. Лизингополучатель за свой счет осуществляет тех.обслуживание предмета , обеспечивает его сохранность, осуществляет капитальный и текущий ремонт лизинга, если иное не предумотрено договором. Амортизация объекта осуществляется стороной договора, на балансе которой находится предмет лизинга. По взаимному соглашению стороны договора имеют право применять ускоренную амортизацию.