Тема 6. Учет основных средств.

Нормативные документы:

  1. Федеральный Закон №129-ФЗ от 21.11.1996г.
  2. ПБУ 6/01 «Учет основных средств», приказ Минфина от 30.03.01г. №26н
  3. «Методические указания по учету основных средств», приказ Минфина 13.10.03г. №91н
  4. План счетов…, приказ Минфина от 31.10.2000г. №94н
  5. Постановление Госкомстата от 21.01.2003г. №7 «Унифицированные формы по учету основных средств»

Вопрос 1. Понятие, классификация и оценка основных средств

Активы принимаются к учету в качестве основных средств при одновременном выполнении ряда условий:

  1. актив предназначен для использования в производстве продукции ( работ, услуг), для управленческих нужд
  2. в течение периода более 12 месяцев
  3. способен приносить доход
  4. организация не предполагает последующей перепродажи.

 

Единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект, то есть основные средства со всеми приспособлениями для выполнения определенных функций.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается организацией в составе основных средств по доле в общей собственности.

Выделяют несколько классификаций ОС.

Деление ОС по составу:

здания, сооружения, машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т.д.

 

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации:

- в запасе, резерве;

- в ремонте;

- на стадии достройки, дооборудования;

- на консервации.

В зависимости от прав организации на ОС:

- принадлежащие на праве собственности

- находящиеся в хозведении или оперативном управлении

- полученные в аренду

- полученные по договорам ссуды

- полученные в доверительное управление

Основные средства оцениваются по первоначальной стоимости. Она складывается из суммы фактических затрат на создание, приобретение объекта:

- суммы по договору,

- погрузка, разгрузка,

- транспортные услуги,

- начисленные %% по заемным обязательствам при создании инвестиционного актива,

- таможенные пошлины,

- регистрационные сборы

- услуги посредника и т. д.

Основные средства,

- полученные безвозмездно, оцениваются по рыночной стоимости на дату включения в состав внеоборотных активов;

- полученные ввиде вклада в Уставный капитал, по согласованной учредителями стоимости;

- приобретенные за иностранную валюту - по курсу ЦБ РФ на дату включения в состав внеоборотных активов;

- полученные по договору мены (исполнение обязательств не денежными средствами)- по стоимости переданных или подлежащих передаче ценностей. Стоимость ценностей, полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Вопрос 2. Учет поступления основных средств.

Формирование первоначальной стоимости основных средств осуществляется на счете 08. Отражение в учете хозяйственных операций по поступлению основных средств определяется характером операции: поступление по договорам купли-продажи, дарения, учредительным, в процессе инвентаризации и т.п.

 

  1. Приобретение, создание основных средств

Дт 08 Кт 02, 69, 70, 60, 10, 71, 66, 67 – расходы по формированию стоимости основных средств

Дт 01 Кт 08 – объект принят к учету

  1. Безвозмездное получение основных средств

Дт 08 Кт 98 – рыночная стоимость объекта

Дт 01 Кт 08 – принят к учету объект основных средств

Дт 20, 26 Кт 02 – начислена амортизация

Дт 98 Кт 91 – списание в порядке начисления амортизации

  1. Получение вклада в Уставный капитал

Дт 08 Кт 75 – договорная стоимость передачи

Дт 01 Кт 08 – объект принят к учету

  1. Выявление в процессе инвентаризации

Дт 01 Кт 91 – по рыночной стоимости

  1. При внутрихозяйственных расчетах

Дт 01 Кт 79 – получение от головной организации (получение от филиала)

  1. Отражение операций товарищем, ведущим общие дела, на отдельном балансе (Договор совместной деятельности)

Дт 01 Кт 80

 

Вопрос 3. Изменение стоимости основных средств. Порядок и отражение в бухучете переоценки основных средств.

Стоимость основных средств может изменяться только в результате:

  1. переоценки;
  2. модернизации, реконструкции, достройки, дооборудовании;
  3. частичной ликвидации.

Организация может не чаще 1 раза в год (на конец года) осуществлять переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. В последующем переоценка проводится регулярно, чтобы стоимость основных средств существенно не отклонялась от рыночной стоимости.

Суммы дооценки включаются в состав добавочного капитала, уценки – в состав прочих расходов. Пропорционально переоценивается величина амортизации.

 

  1. Дооценка впервые

Дт 01 Кт 83

Дт 83 Кт 02

  1. Уценка впервые

Дт 91 Кт 01

Дт 02 Кт 91

  1. Уценка ранее дооцененного объекта

Дт 83 Кт 01 – в пределах ранее произведенной дооценки

Дт 02 Кт 83

Дт 91 Кт 01 –на недостающую сумму

Дт02 Кт 91

  1. Дооценка ранее уцененных объектов

Дт 01 Кт 91 – в пределах ранее произведенной уценки

Дт 91 Кт 02

Дт 01 Кт 83 – на недостающую величину.

Дт 83 Кт 02

 

При выбытии дооцененных ОС суммы дооценки списываются в состав нераспределенной прибыли: Д83 К 84

 

Вопрос 4. Порядок начисления амортизации, отражение ее в учете.

Основные средства переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт путем начисления амортизации.

Не начисляется амортизация по земле и объектам природопользования, музейным предметам и коллекциям, неиспользуемым объектам ОС для мобилизационной подготовки.

По объектам ОС некоммерческих организаций амортизация неначисляется, а отражается за балансом виде износа, начисленного по нормам амортизации линейным способом.

В соответствии с учетной политикой организации объекты, стоимостью не более 40 000,00 рублей, можно отражать в составе МПЗ. Должен быть обеспечен контроль за движением этих средств.

Начисление амортизации осуществляется 4 способами:

1) линейный– годовая сумма амортизации определяется на основе первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации на основе срока полезного использования;

2) способ уменьшаемого остатка– годовая сумма амортизации рассчитывается на основе остаточной стоимости на начало каждого года и нормы, исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости и соотношения числа лет до конца срока полезного использования и суммы чисел лет срока полезного использования.

Число лет до конца срока полезного использования

Сумма чисел лет срока полезного использования

1-ый год:

10 000 * 5 лет / (1+2+3+4+5) = 10 000 * 5/15;

2-ой год:

10 000 * 4 года / 15;

3-ий год:

10 000 * 3 года / 15;

4-ый год:

10 000 * 2 года / 15;

5-ый год:

10 000 * 1 год / 15.

 

4) способ списания пропорционально объема продукции (работ) – годовая амортизация определяется исходя из натурального показателя объема выпуска продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции в натуральном выражении за весь срок полезного использования.

 

Выбранный способ начисления амортизации применяется по группе однородных основных средств в течение срока полезного использования.

 

Срок полезного использования основных средств компания определяетсамостоятельно в зависимости от сроков получения доходов, производительности, мощности основных средств.

Начисление амортизации в течение полезного срока использования осуществляется независимо от результатов деятельности компании.

По ОС, по которым закончены капвложения, амортизация начисляется со следующего месяца после принятия к учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, принимаются к учету в качестве основных средств на отдельный субсчет счета 01.

Нормативные документы предусматривают только 2 случая, когда начисление амортизации приостанавливается:

1) консервация основных средств на срок более 3 месяцев по решению руководителя;

2) восстановление основных средств в течение периода более 12 месяцев.

В бухучете начисление амортизации отражается путем накопления соответствующих сумм на счете 02.

Д 20,26,28,29,44,91… К 02.

 

Вопрос 5. Учет операций по восстановлению основных средств.

 

Для поддержания основных средств в рабочем состоянии выполняются работы по их восстановлению.

Работы по восстановлению включают:

- часть работ капитального характера (модернизация, реконструкция, техперевооружение);

- некапитальные работы в виде ремонтов.

(Перечень работ по ремонту: Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 №279. В Градостроительном кодексе от 29.12.2004 №190-фз, ред. от 19.07.2011 – реконструкция – изменение параметров объектов капстроительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в т.ч. – надстройка, перестройка, расширение объекта капстроительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановления указанных элементов.)

 

Затраты на работы по восстановлению основных средств, в результате которых не изменяются первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта, формируют расходы текущего периода.

Д 20,23,26 К 60,69,70,71

 

Если в результате восстановления основных средств улучшаются, повышаютсянормативные показатели функционирования,т.е. осуществляется модернизация, реконструкция, техническое перевооружение и т.д., то произведенные расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта:

Д 08 К 60,69,70…

Д 01 К 08.

При проведении работ по реконструкции, модернизации организация пересматривает срок полезного использования.

 

Вопрос 6. Учет выбытия основных средств.

ОС, не участвующие в процессе получения дохода, подлежат списанию. Целесообразность списания объектов определяет комиссия организации. Кроме того, ОС выбывают по различным операциям. Порядок учета выбытия основных средств зависит от характера хозяйственной операции:

- продажа;

- передача в уставной капитал;

- безвозмездная передача;

и т.д.

Инвентарные номера по выбывшим основным средствам не рекомендуется присваивать новым объектам основных средств в течение 5 лет. Инвентарные карточки хранятся в компании также не менее 5 лет.

 

Выбытие основных средств осуществляется через счет 91.

При длительном периоде выбытия основных средств рекомендуется открывать отдельный субсчет к счету 01.

  1. Продажа

Д 01субсчет К 01 – списывается первоначальная стоимость

Д 02 К 01субсчет - списывается амортизация

Д 91 К 01субсчет - списывается остаточная стоимость

 

Д 62 К 91 – сумма по договору

Д 91 К 68 – НДС

Д 91 К 60,69,70 – расходы по продаже

Д 91 К 99 – результат

или

Д 99 К 91 – результат.

 

2. Безвозмездная передача

Д 02 К 01 - списывается амортизация

Д 91 К 01 - списывается остаточная стоимость

Д 91 К 68 – НДС с рыночной стоимости

Д 99 К 91 – убыток от передачи

3. Передача в виде вклада в уставной капитал

По пункту 85 Методических указаний по учету основных средств передача основных средств в счет вклада в уставной капитал осуществляется по остаточной стоимости.

Д 02 К 01 - списывается амортизация

Д 76 К 01 - списывается остаточная стоимость

Д 58 К 76 – передача объекта в виде вклада в уставный капитал

Д 19 К 68 – восстановлен НДС, Д 58 К 19

 

По ПБУ 19/02, 6

Д 02 К 01 - списывается амортизация

Д 91 К 01 - списывается остаточная стоимость

Д 58 К 91 – согласованная стоимость учредителей

Д 91 К 99 – прибыль

Д 99 К 91 – убыток.

  1. Списание объекта

(по акту комиссии, в которую входит и гл.бухгалтер, утвержденному руководителем)

Д 02 К 01 - списывается амортизация

Д 91 К 01 - списывается остаточная стоимость

Д 91 К 60,23 – расходы по демонтажу

Д 10 К 91 – оприходованы материальные ценности после списания основных средств ( по сумме денежных средств, которая может быть получена от продажи материальных ценностей).

 

Заключительной проводкой при оформлении всех хозяйственных операций по выбытию дооцененных основных средств является:

Д 83 К 84.

Вопрос 7. Учет текущей аренды.

Нормативный документ: Глава 34 ГК РФ

По договору аренды собственник передает права пользования имуществом другому лицу на определенное время за вознаграждение.

По договору в аренду могут быть переданы только вещи, не теряющие натуральных свойств при использовании;

- договор аренды недвижимого имущества на срок более 1 года подлежит регистрации;

- арендная плата меняется не чаще 1 раза в год;

- текущий ремонт осуществляет арендатор, капитальный – арендодатель, если иное не предусмотрено договором и др.

 

Учет у арендодателя

Арендные платежи у арендодателя могут учитываться в составе доходов от обычных видов деятельности или прочих.

Деление зависит от отнесения арендных операций к предмету деятельности, от их существенности, систематичности поступления платежей.

1) арендные платежи в составе доходов от обычных видов деятельности:

 

Д 01субсчет «основные средства, переданные в аренду» К 01 – передача основных средств в аренду

Д 62 К 90 – величина арендных платежей

Д 90 К 68 – НДС

Д 90 К 26 – списание затрат

Д 90 К 99 – результат

 

2) арендные платежи в составе прочих доходов:

 

Д 01субсчет К 01

Д 62 К 91 – сумма арендных платежей

Д 91 К 68 – НДС

Д 91 К 02,60,69,70… - расходы арендодателя по содержанию имущества

Д 91 К 99 – результат.

 

Учет у арендатора

 

У арендатора при наличии должным образом оформленных документов (договор, экспликация, копия свидетельства о праве собственности на имущество, акт приема-передачи), арендные платежи включаются в состав расходов текущего периода.

Арендатору рекомендуется вести инвентарную карточку учета ОС, полученных в аренду и отражаемых на забалансовом счете.

Д 001

Д 20,23,25 К 60,76

Д 19 К 60,76 – НДС.

 

Вопрос 8. Учет лизинговых операций (Учет финансовой аренды).

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 29.10.98г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  2. Приказ Минфина РФ от 17.02.97г. №15 «Об отражении в бухучете операций по договору лизинга».

В соответствии с фз №115-фз от 07.08.2001 г. «О противодействии нелегальных доходов» операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма равна или превышает 600000 руб. К подобным операциям отнесены и сделки по получению или предоставлению имущества по договору лизинга (ст.6).

Лизинговая деятельностьэто вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Предмет лизинга – любые непотребляемые вещи, т.е. предприятия, комплексы, здания, оборудование, транспорт.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки, природные объекты и имущество, запрещенное к свободному обращению (военная техника).

Предмет лизинга, переданный во временное пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

По договору финансового лизинга – предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.

При оперативном лизинге предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

Лизингодатель обязан предоставить имущество в рабочем состоянии по договору. Лизингополучатель за свой счет осуществляет тех.обслуживание предмета , обеспечивает его сохранность, осуществляет капитальный и текущий ремонт лизинга, если иное не предумотрено договором.

Амортизация объекта осуществляется стороной договора, на балансе которой находится предмет лизинга. По взаимному соглашению стороны договора имеют право применять ускоренную амортизацию.