Научные революции Нового и Новейшего времени
В настоящее время популярна идея о том, что в истории науки со времени становления ее как социального института в XVII в. произошли четыре глобальные революции и были соответственно три периода в развитии науки, различающиеся по типам преобладающей рациональности [29, 30].
Первая научная революция произошла в XVII в. и завершилась становлением классического естествознания.Механика, математика.
Вторая научная революция произошла в конце XVIII -первой половине XIX в.
переходом к дисциплинарно организованному естествознанию.
Формируются в биологии, геологии, географии и других областях естествознания специфические картины реальности, отражающие идеалы эволюционного объяснения.
первая и вторая глобальные революции в естествознании характеризуются формированием и развитием классической науки и ее стиля мышления.
Третья научная революция была связана со становлением неклассического естествознания в период с конца XIX до середины XX в.
· в физике открыта делимость атома,
· становление релятивистской и квантовой теории;
· в космологии формулируется концепция нестационарной Вселенной;
· в химии начинается развитие квантовой химии;
· в биологии происходит становление генетики;
· возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие огромную роль в построении современной научной картины мира.
Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система знания о мире.
Четвертая научная революция происходит в современную эпоху, начиная с последней трети XX в.
· В ходе этой научной революции рождается новая, постнеклассическая наука. Характер научной деятельности меняется в связи с
· применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни,
· радикальных изменений в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных приборных комплексов и т.д.).
· На передний план науки выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности.
· наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.
· В естествознание начинает внедряться идеал исторической реконструкции, причем не только в дисциплинах, традиционно изучающих эволюционные объекты (геология, биология, география), но и в современной космологии и астрофизике.