Парадигма», т.е. признанные всеми научные достижения, которые в течение какого-то времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
· «нормальная наука» Развитие научного знания в рамках определенной парадигмы
· Научная революция –
· Смена парадигмы
Геоцентрическая модель К. Птолемея - Гелиоцентрическая модель Н.Коперника
Другая модель развития науки, получившая широкое признание, предложена Слайд 6
Имре Лакатос (1922-1974), Венгрия, МГУ, Англия и названа «методология научно-исследовательских программ». По мысли Лака-тоса, развитие науки обусловлено постоянной конкуренцией научно-исследовательских программ. Сами программы имеют определенную структуру.
Во-первых, «жесткое ядро» программы, которое включает неопровержимые для сторонников данной программы исходные положения.
Во-вторых, «негативная эвристика», являющаяся, по сути дела, «защитным поясом» ядра программы и состоящая из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с фактами, которые не укладываются в рамки положений жесткого ядра. В рамках этой части программы строится вспомогательная теория или закон, который мог бы позволить перейти от него к представлениям жесткого ядра, а положения самого жесткого ядра подвергаются сомнению в последнюю очередь.
В-третьих, «позитивная эвристика», которая представляет собой правила, указывающие, какой путь надо выбирать и как по нему идти, для того чтобы научно-исследовательская программа развивалась и становилась наиболее универсальной.
две стадии:
· ранняя - программа является прогрессирующей, ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост и программа с достаточной долей вероятности предсказывает новые факты;
· поздняя - программа становится регрессирующей, ее теоретический рост отстает от ее эмпирического и она не может объяснить новые научные факты.
Главным источником развития выступает конкуренция исследовательских программ, которая обеспечивает непрерывный рост научного знания.
Творческая деятельность ученых не только в период н-революций, но и в межреволюционные периоды.
В настоящее время мало кто сомневается в существовании научных революций. Однако нет единого мнения о том, что такое «научная революция». Часто ее трактуют как ускоренную эволюцию, т.е. некая теория модифицируется, но не опровергается.
По представлениям М. Л. Розова, выделяются три типа научных революций [30, 34]:
1) построение новых фундаментальных теорий. Этот тип совпадает с научными революциям Куна;
2) научные революции, обусловленные внедрением новых методов исследования, например появление микроскопа в биологии, оптического и радиотелескопов в астрономии, изотопных методов определения возраста в геологии и т.д.;
3) открытие новых «миров». Этот тип революций ассоциируется с Великими географическими открытиями, обнаружением миров микроорганизмов и вирусов, мира атомов, молекул, элементарных частиц.
«Кейс стадис» как метод исследования Слайд 7
В 1970-е гг. большую популярность приобретает модель «кейс стадис» (ситуационного исследования). Здесь подчеркивается прежде всего необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время.
«Кейс стадис» - пересечение всех возможных траекторий истории науки, сфокусированных в одной точке с целью рассмотреть и реконструировать одно событие из истории науки в его целостности, уникальности и невоспроизводимости [34].
В «кейс стадис» ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое и невоспроизводимое в других условиях.
Для «кейс стадис» важно, что в качестве целостного и уникального выбирается событие, малое по объему. Здесь изучаются локализованные события, такие, как отдельный текст, научный диспут, материалы конференции, научное открытие в определенном научном коллективе.
Научное открытие следует изображать как историческое событие, в котором смешались идеи, содержание и цели предшествующей науки, а также культурные и социальные условия того времени, когда открытие было сделано.
Этапы становления современного естествознания Слайд 9
Современное естествознание состоит из большого количества дисциплин,
Античность - астрономия и география, другие возникли в
Новое время - классическая механика,
XIX в. - статистическая физика, электродинамика, физическая химия;
ХХ в. - кибернетика, молекулярная генетика .
На первом этапе – каменный век - наука была связана с опытом практической и познавательной деятельности. Человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире, и в первую очередь это касается естествознания. Кульминационным пунктом этого этапа стала наука Древнего Египта и Вавилона.
Второй этап начался примерно вV в. до н.э. в Древней Греции. Слайд 10
· Мифологическое мышление сменяют первые программы исследования природы
· появляются образцы исследовательской деятельности,
· осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.
Науку стали понимать как сознательное, целенаправленное исследование природы, осмысливались сами способы обоснования полученного знания, а также принципы познавательной деятельности.
· Аристотель проанализировал процесс доказательства и создал теорию доказательств - логику.
· В античное время возникают первые законченные системы теоретического знания (геометрия Евклида),
· происходит становление натурфилософии, формируются учение о первоначалах, атомистика,
· развиваются математика и механика, астрономия;
· появились описания окружающего мира, систематизирующие природные явления (географические работы Страбона).
Третий этап,до второй половины XV в. Слайд 11 ознаменованный развитием (занятой обсуждением вопросов бытия бога, отношения знания к вере и отношения общего к единичному)
· большое значение придавалось вненаучным видам знания (астрология, алхимия, магия, кабалистика и т.п.).
· Развивались математика, астрономия и медицина,
· центр естественно-научных исследований в начале этого этапа переместился в Азию.
Наука в этом понимании формируется в первую очередь в Англии и связана с работами естествоиспытателей, математиков и одновременно деятелей церкви - епископа Р. Грос-сетеста, монаха Р. Бэкона, теолога Т. Брадвардина и др. Эти ученые полагают, что следует опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции (безусловно, это и сейчас считается важнейшей чертой научного мышления), шире применять математические методы в естествознании; так, по мнению Бэкона, математика является вратами и ключом к прочим наукам.
Четвертый этап— вторая половина XV—XVIII в.Слайд 12 -
наука - не что иное, как естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.
Начало этого этапа отмечено созданием гелиоцентрической системы (Н. Коперник)
учение о множественности миров и бесконечности Вселенной (Дж. Бруно).
В XVII в. происходит признание социального статуса науки, рождение ее как особого социального института. Это выразилось, в частности, в том, что во второй половине XVII в. возникают Лондонское Королевское общество и Парижская академия наук. В это время появляются работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, Р. Гука, И. Ньютона. С их именами связано рождение основ современной физики и необходимого для нее математического аппарата, формулирование основных идей классической механики (три основных закона движения, закон всемирного тяготения и т.п.), экспериментального естествознания.
Эпоха Великих географических открытий (В. да Гама, Ф. Магеллан, Х. Колумб).
Пятый этап - первой половине XIX в., Слайд 13
совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.
оформлении науки в особую профессию –
Первыми реформаторами стали ученые Германии, прежде всего Берлинского университета. Во главе реформ стоял известный исследователь того времени В. Гумбольдт. Наиболее полно идеи реформирования высшего образования в данном направлении были реализованы в лаборатории известного
химик Ю. Либиха, который привлекал студентов к исследованиям, имеющим прикладное значение.
С середины XIX в. проводятся исследования с целью разработки технологий производства удобрений, ядохимикатов, взрывчатых веществ, электротехнических товаров, затребованных мировым рынком.
этапом эволюционных идей в естествознании - Научная деятельность становится важной, устойчивой социокультурной традицией, закрепленной множеством осознанных норм, а государство берет на себя некоторые обязательства по поддержанию этой профессии.
В это время появляются:
· космогоническая гипотеза Канта-Лапласа,
· теория катастроф,
· теория геологического и биологического эволюционизма,
· формулировка Периодической системы химических элементов,
· начала клеточной теории,
· закон сохранения и превращения энергии.
Современный этап Слайд 14
В конце XIX - начале XX в. разрабатывается классическая электродинамика, обнаруживается и изучается явление радиоактивности, открыты электрон и атомное ядро, формулируются квантовая гипотеза и квантовая теория атома, а также специальная теория относительности, а в первой половине XX в. - общая теория относительности. Важными событиями развития естествознания XX в. являются создание модели расширяющейся Вселенной, квантовой механики, кибернетики, открытие расщепления ядра урана и структуры генетического кода и т.д.