Парадигма», т.е. признанные всеми научные достижения, которые в течение какого-то време­ни дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

· «нормальная наука» Развитие научного знания в рамках определенной па­радигмы

· Научная революция –

· Смена парадигмы

Геоцентрическая модель К. Птолемея - Гелиоцентрическая модель Н.Коперника

Другая модель развития науки, получившая широкое при­знание, предложена Слайд 6

Имре Лакатос (1922-1974), Венгрия, МГУ, Англия и названа «методо­логия научно-исследовательских программ». По мысли Лака-тоса, развитие науки обусловлено постоянной конкуренцией научно-исследовательских программ. Сами программы имеют определенную структуру.

Во-первых, «жесткое ядро» программы, которое включает неопровержимые для сторонни­ков данной программы исходные положения.

Во-вторых, «негативная эвристика», являющаяся, по сути дела, «защит­ным поясом» ядра программы и состоящая из вспомогатель­ных гипотез и допущений, снимающих противоречия с факта­ми, которые не укладываются в рамки положений жесткого ядра. В рамках этой части программы строится вспомогатель­ная теория или закон, который мог бы позволить перейти от него к представлениям жесткого ядра, а положения самого жесткого ядра подвергаются сомнению в последнюю очередь.

В-третьих, «позитивная эвристика», которая представля­ет собой правила, указывающие, какой путь надо выбирать и как по нему идти, для того чтобы научно-исследовательская программа развивалась и становилась наиболее универсаль­ной.

две стадии:

· ранняя - программа является прогрес­сирующей, ее теоретический рост предвосхищает ее эмпири­ческий рост и программа с достаточной долей вероятности предсказывает новые факты;

· поздняя - про­грамма становится регрессирующей, ее теоретический рост от­стает от ее эмпирического и она не может объяснить новые научные факты.

Главным источником развития выступает конкуренция исследовательских программ, которая обеспечивает непрерывный рост научного знания.

Творческая деятельность ученых не только в период н-революций, но и в межреволюционные периоды.

В настоящее время мало кто сомневается в существовании научных революций. Однако нет единого мнения о том, что такое «научная революция». Часто ее трактуют как ускорен­ную эволюцию, т.е. некая теория модифицируется, но не оп­ровергается.

По представлениям М. Л. Розова, выделяются три типа на­учных революций [30, 34]:

1) построение новых фундамен­тальных теорий. Этот тип совпадает с на­учными революциям Куна;

2) научные революции, обуслов­ленные внедрением новых методов исследования, например появление микроскопа в биологии, оптического и радиотеле­скопов в астрономии, изотопных методов определения возрас­та в геологии и т.д.;

3) открытие новых «миров». Этот тип ре­волюций ассоциируется с Великими географическими откры­тиями, обнаружением миров микроорганизмов и вирусов, мира атомов, молекул, элементарных частиц.

«Кейс стадис» как метод исследования Слайд 7

В 1970-е гг. большую популярность приобретает модель «кейс стадис» (ситуационного исследования). Здесь подчеркивается прежде всего необходимость остановить внимание на отдель­ном событии из истории науки, которое произошло в опреде­ленном месте и в определенное время.

«Кейс стадис» - пересечение всех возможных траекторий истории науки, сфокусированных в одной точке с целью рассмотреть и реконструировать одно событие из истории науки в его це­лостности, уникальности и невоспроизводимости [34].

В «кейс стадис» ставится задача понять прошлое событие не как вписы­вающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое и невоспроизводимое в других условиях.

Для «кейс стадис» важно, что в качестве целостного и уникального выбирается событие, малое по объему. Здесь изу­чаются локализованные события, такие, как отдельный текст, научный диспут, материалы конференции, научное открытие в определенном научном коллективе.

Науч­ное открытие следует изображать как историческое событие, в котором смешались идеи, содержание и цели предшествующей науки, а также культурные и социальные условия того времени, когда открытие было сделано.

Этапы становления современного естествознания Слайд 9

Современное естествознание состоит из большого количества дисциплин,

Античность - астрономия и география, другие возникли в

Новое время - классическая механика,

XIX в. - статистическая физика, электродинамика, физическая химия;

ХХ в. - кибернетика, моле­кулярная генетика .

На первом этапекаменный век - наука была связана с опытом прак­тической и познавательной деятельности. Человек в процессе непосредственной жизнедеятельнос­ти начинает накапливать и передавать другим знания о мире, и в первую очередь это касается естествознания. Кульминационным пунктом этого этапа стала наука Древ­него Египта и Вавилона.

Второй этап начался примерно вV в. до н.э. в Древней Греции. Слайд 10

· Мифологическое мышление сменяют первые программы исследования природы

· появляются об­разцы исследовательской деятельности,

· осознаются некото­рые фундаментальные принципы познания природы.

Науку стали понимать как сознательное, целенаправленное исследова­ние природы, осмысливались сами способы обоснования полу­ченного знания, а также принципы познавательной деятельнос­ти.

· Аристотель проанализировал процесс доказательства и создал теорию доказательств - логику.

· В античное время возникают первые законченные системы теоретического знания (геометрия Евклида),

· происходит становление натурфилософии, формиру­ются учение о первоначалах, атомистика,

· развиваются матема­тика и механика, астрономия;

· появились описания окружающего мира, систематизирующие природные явления (географические работы Страбона).

Третий этап,до второй половины XV в. Слайд 11 ознаменованный развитием (занятой обсуждением вопросов бытия бога, отношения знания к вере и отношения общего к единичному)

· большое значение придавалось вненаучным видам знания (астрология, алхимия, магия, кабалистика и т.п.).

· Развивались математика, астрономия и медицина,

· центр ес­тественно-научных исследований в начале этого этапа пере­местился в Азию.

Наука в этом понимании формируется в первую оче­редь в Англии и связана с работами естествоиспытателей, ма­тематиков и одновременно деятелей церкви - епископа Р. Грос-сетеста, монаха Р. Бэкона, теолога Т. Брадвардина и др. Эти уче­ные полагают, что следует опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской тради­ции (безусловно, это и сейчас считается важнейшей чертой науч­ного мышления), шире применять математические методы в есте­ствознании; так, по мнению Бэкона, математика является вратами и ключом к прочим наукам.

Четвертый этап— вторая половина XV—XVIII в.Слайд 12 -

наука - не что иное, как естествознание, умеющее строить математичес­кие модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным ма­териалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.

Начало этого этапа отмечено созданием гелио­центрической системы (Н. Коперник)

учение о множест­венности миров и бесконечности Вселенной (Дж. Бруно).

В XVII в. происходит признание социального статуса науки, рождение ее как особого социального института. Это вырази­лось, в частности, в том, что во второй половине XVII в. воз­никают Лондонское Королевское общество и Парижская ака­демия наук. В это время появляются работы И. Кеплера, X. Гюй­генса, Г. Галилея, Р. Гука, И. Ньютона. С их именами связано рождение основ современной физики и необходимого для нее математи­ческого аппарата, формулирование основных идей классичес­кой механики (три основных закона движения, закон всемир­ного тяготения и т.п.), экспериментального естествознания.

Эпоха Великих географических открытий (В. да Гама, Ф. Магеллан, Х. Колумб).

Пятый этап - первой половине XIX в., Слайд 13

совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.

оформлении науки в особую профессию –

Первыми реформаторами стали ученые Германии, прежде всего Берлинского университета. Во главе реформ стоял известный исследователь того времени В. Гумбольдт. Наиболее полно идеи реформирования высшего образования в данном направлении были реализованы в лабора­тории известного

химик Ю. Либиха, который привлекал сту­дентов к исследованиям, имеющим прикладное значение.

С се­редины XIX в. проводятся исследования с целью разработки тех­нологий производства удобрений, ядохимикатов, взрывчатых веществ, электротехнических товаров, затребованных мировым рынком.

этапом эволюционных идей в естествознании - Научная деятельность ста­новится важной, устойчивой социокультурной традицией, за­крепленной множеством осознанных норм, а государство берет на себя некоторые обязательства по поддержанию этой профес­сии.

В это время появляются:

· космогоническая гипо­теза Канта-Лапласа,

· теория катастроф,

· теория геологического и биологического эволюционизма,

· формулировка Периодической системы химических элементов,

· начала клеточной теории,

· закон сохранения и превращения энергии.

Современный этап Слайд 14

В конце XIX - начале XX в. разрабатывается классическая электродинамика, обнаруживается и изучается явление радиоак­тивности, открыты электрон и атомное ядро, формулируются квантовая гипотеза и квантовая теория атома, а также специаль­ная теория относительности, а в первой половине XX в. - общая теория относительности. Важными событиями развития естест­вознания XX в. являются создание модели расширяющейся Все­ленной, квантовой механики, кибернетики, открытие расщепле­ния ядра урана и структуры генетического кода и т.д.