Курс лекций 4 страница

Каждый человек вместе с тем по-своему индивидуализирует социальное бытие. Человек со всеми присущими ему индивидуальными свойствами всегда своеобразно осуществляет производство социального, включается в систему общественных связей и отношений, усваивает культурно – исторические достижения. Главной задачей современного человека, участвующего в социальном бытии, является полное раскрытие им своей индивидуальности, своих способностей, дарований, творческих сил в наиболее близкой ему социально значимой деятельности.


Лекция 3. Человек как индивид и как общность

3.1. Индивид и его индивидуальность.

3.2. Личность – способ бытия человека в обществе.

 

 

3.1. Индивид и его индивидуальность

Понятие “человек” употребляется в самом широком смысле для отличия любого человека от всех других живых существ. Поэтому оно охватывает всех людей без исключения – белых и черных, мужчин и женщин, взрослых и детей, французов и русских и т.д. И в содержательном плане это понятие включает все качества и свойства, присущие человеку – физические и физиологические, психические и социальные. Из всего многообразия присущих человеку свойств и качеств философы во все времена пытались выделить самые важные, которые характеризует сущность человека.

В древней философии (китайской и индийской) человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, являющийся отображением и символом Вселенной (макрокосма). В античной философии господствующим стало понимание человека как живого существа, наделенного духом, разумной душой и способностью к общественной жизни. В христианстве проповедовалось (и сейчас проповедуется) библейское представление о человеке как “образе и подобии бога”. Эпоха Возрождения проникнута пафосом самодостаточности человека и его творческой активности как единственного способа самоутверждения в мире. Новое время, начиная с Декарта, усматривает человеческую сущность в разуме, в мышлении. Тело при этом рассматривалось как машина, общая у человека с животными, а душа отождествлялась с сознанием. Немецкая философия XVIII – XIX веков превратила человека в носителя духовной деятельности, который создает мир культуры и является представителем всеобщего, исторически развивающегося идеального начала – мирового духа, разума. Все эти воззрения на человека характеризуются крайней абстрактностью. Даже Фейербах – последний представитель немецкой классической философии XIX века, который перешел к пониманию человека как чувственно-телесного существа, говорил о человеке вообще, т.е. абстрактно.

Впервые в истории философии конкретный подход к человеку разработали Маркс и Энгельс. Они связали его с принадлежностью каждого человека к тем или иным большим социальным группам, важнейшими среди которых являются основные социальные классы (рабы и рабовладельцы, крестьяне и помещики, пролетарии и буржуа). Непримиримая борьба между основными классами выступает двигателем истории и, с точки зрения марксизма, закономерно ведет человечество к социалистической революции, построению социалистического, а затем и коммунистического общества, где будут уничтожены классовые различия.

Классовый подход к человеку, разработанный в марксизме, выявил, однако, свою несостоятельность в XX веке, в практике социалистических обществ (Советского Союза и других социалистических стран). В них вместо уничтоженной буржуазии появился новый социальный класс – номенклатура, которая фактически (ибо пропаганда маскировала это, говоря о власти рабочих и крестьян) установила свое господство в обществе. В результате все общество оказалось пропитанным антигуманизмом, т.е. по сути враждебным отношением государственной власти к каждому человеку. Поэтому так быстро и без особых потрясений рухнули социалистические режимы во многих социалистических странах. Некому оказалось их защищать. Даже номенклатура не стала делать этого, а все свои усилия направила на то, чтобы урвать побольше собственности и получше приспособиться к новым социальным условиям.

В связи с практической несостоятельностью классового подхода к человеку требуется новый более конкретный, чем классовый, подход. Такой взгляд, думается, должен брать человека не вообще и не как представителя того или иного социального класса, а как индивида. В действительности не существует человека вообще. Человечество складывается из конкретно – исторических индивидов. Понятие же “человек” есть абстракция, произведенная в результате обобщения свойств и качеств конкретно – исторических индивидов, выделения их наиболее общих свойств. Аналогичным образом и понятие “социальный класс” есть абстракция. Правда, менее общего порядка, чем “человек”, производная от ряда индивидов, обладающих общими социальными свойствами.

Каждый индивид обладает как общими свойствами и качествами (разных порядков, степеней обобщения), которые делают его похожим на других людей, так и особенным, специфическими свойствами и качествами, отличающими его от других индивидов. Последние представляют собой своеобразное, присущее только данному индивиду выражение общих свойств и качеств. Например, все люди имеют пальцы с папилярными узорами, но рисунок этих узоров специфичен у каждого индивида. Или, к примеру, многие люди имеют флегматический темперамент, но у каждого из них он проявляется своеобразно, по–особому. Совокупность таких – специфических свойств и качеств, присущих только данному индивиду и отсутствующих у других, характеризуется понятием “индивидуальность”. Индивидуальность отличает одного индивида от других по всем видам признаков – физическим и физиологическим, психическим и социальным.

Общие свойства и качества, присущие индивиду наряду с единичными (характеризующими индивидуальность), обладают разной степенью общности. Одни из них имеются у небольшого круга индивидов и являются основанием для объединения их в малые социальные группы. Например, любители игры в шахматы образуют шахматный клуб, а любители бега на длинные дистанции могут объединиться в кружок марафонцев, а общее стремление стать специалистом по социокультурному сервису привело к образованию соответствующих студенческих групп и т.д. Другие свойства и качества получают настолько широкое распространение среди индивидов, что приводят к образованию больших социальных групп. Например, совокупность качеств, определяющих стремление индивидов реализовать себя в определенной трудовой деятельности, приводит к образованию больших социальных групп по профессиям (учителя, врачи, летчики, моряки и т.д.). Иные совокупности свойств и качеств индивидов порождают иные большие социальные группы: кровнородственные признаки порождают рода, племена, народности, нации и всевозможные этнические группы; половые – мужчин и женщин; возрастные – детей, молодых людей, зрелых людей и стариков; психические свойства – холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики; социальные – студентов, рабочих, предпринимателей и т д. и т.п. Наконец, третьи свойства и качества, будучи всеобщими для всех людей без исключения объединяют их в человечество. Это, к примеру, такие свойства, как прямохождение, определенное строение тела и органов, потребность в самоутверждении, любовь к родине и другие.

Понятие индивидуальности раскрывает индивида не просто как набор единичных свойств и качеств, а как их определенный сплав. Причем своеобразие этого сплава определяется не только единичными но и общими свойствами, присущими индивиду. Ведь единичное есть специфическое выражение общего. Индивидуальность выражает самобытность индивида, его уникальную неповторимость. В свете общественного существования индивида индивидуальность надо определить как способность к неповторимому бытию отличному от бытия других людей, но в то же время связанному с их бытием. Иначе говоря, индивидуальность как самобытность индивида возможна только в рамках общего человеческого бытия, в границах конкретно – исторического общества, в пределах социального бытия.

Индивидуальность, проявляемая в физических и физиологических свойствах и качествах имеет биологическую природу и основана на генетическом коде, который передается по наследству от родителей. Психическая и социальная индивидуальность не заложена в генах, хотя и имеет в них определенные предпосылки, задатки, возможности. Психосоциальная индивидуальность складывается в процессе воспитания, образования и развития индивида. Процесс этот называется индивидуализацией и осуществляется он в противоречивом единстве с процессом социализации. Если индивидуализация – это процесс становления и совершенствования индивидуальности, то социализация – это процесс конкретно-исторического формирования и развития психосоциальных свойств и качеств индивида, благодаря которым он становится активным членом общества. Содержание процесса социализации заключается в том, что, с одной стороны, общество передает индивиду социально – исторический опыт, накопленные знания, культуру, правила и нормы поведения, ценностные ориентации и т.п., а с другой – все это так или иначе, в той или иной мере усваивает индивид. В этом осуществляется естественно – историческая необходимость: общество воспроизводит себя посредством передачи новым поколениям исторического опыта, а индивид формируется как общественное существо только благодаря усвоению определенных форм социальности.

Индивидуализация связана не только с формированием и развитием уникальных способностей, талантов индивида, но и с их реализацией во внешнем мире. А это означает неразрывную связь индивидуализации с анализом и определением индивидом его отношения к окружающей среде, к обществу.

В процессе индивидуализации выделяют следующие моменты, стороны, этапы (См.: Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. – М.,1984. - С.39-50):

Процесс индивидуализации всегда начинается с обособления индивидов, выделения его из ряда других индивидов, в результате чего он приобретает свою определенность, свое собственное бытие. Выделение индивида в обществе обусловлено главным образом конкретно – историческим разделением труда, также другими факторами (образом жизни, индивидуальными задатками, способностями, талантами, своеобразием взглядов на мир и т.д.).

Индивидуализация – это не только выделение индивида из общности, но и включение его в систему общих связей и отношений. Только в результате осознания своего места в обществе и своих отношений с другими людьми индивид приходит к осознанию своей индивидуальности.

Выделение индивида из общества и включение в него образуют внешние стороны индивидуализации. Внутреннюю же сторону ее представляет централизация индивида, т.е. объединение всех его свойств и качеств в единую систему, которая обуславливает целостный характер индивидуального бытия.

Индивидуализация тесно связана с приобретением индивидом специфических свойств, качеств, признаков, форм деятельности, способов самопроявления. Чем специфичнее индивид в своих свойствах и качествах, тем больше у него возможностей для реализации собственной индивидуальности.

Ядро процесса индивидуализации образует автономность индивида, т.е. овладение им своим собственным способом существования, относительно независимым и отличным от существования других людей. Жизненный смысл и историческая необходимость индивидуализации состоит в том. Что она привела индивида от растворения его в первобытном коллективе к обретению собственной автономии, развила его инициативу и творчество.

В качестве индивидуальности человек получает возможность выразить свою самостоятельность, развить свои задатки и способности, утвердить себя в обществе. Человек строит свою индивидуальность для себя, но вместе с тем и для других людей. Он индивидуализируется не для того, чтобы замкнуться в себе, а для того, чтобы утвердить себя в обществе. Индивидуализация позволяет каждому человеку осуществлять свое индивидуальное бытие как единство сущности и существования индивида.

 

 

3.2. Личность – способ бытия человека в обществе

 

Биологические качества, с которыми рождается индивид, являются материальной основой процесса превращения ребенка в социальное существо, в личность. Личность – это “социальное” лицо человека, результат развития индивида в обществе, плод социализации.

В процессе социализации индивид приобретает личностные качества двух порядков: 1) те, которые характеризуют включенность индивида в различные малые и большие социальные группы, в члены конкретно-исторического общества и человечества; 2) те, которые свидетельствуют о своеобразном преломлении социальных свойств и качеств в структуре индивида, об индивидуальности человека. Поэтому понятие личности имеет два смысла: социально-групповой, благодаря которому можно говорить о типах личности (например, личности студента, личности инженера, личности предпринимателя и т.д.) и социально-индивидуальный, который определяет индивида как личность (например, личность Иванова, Петрова, Смирнова и т.д.).

Человек рождается не личностью, а биологической индивидуальностью. Личностью же он становится. Биологически (анатомо-физиологически) человек не предопределен к социальным свойствам и качествам. Он не предназначен даже к такому человеческому, биологическому качеству как прямохождение. Этому его приходится учить. Предоставленный самому себе организм ребенка так и остался бы чисто биологическим организмом – животным. И это подтверждается фактами попадания детей в сообщество животных (например, волков). Такие дети превращаются в животных. И даже когда возвращаются в общество, полноценными людьми так и не становятся.

Ребенка в процессе развития принуждают встать на задние конечности не потому, что две конечности лучше приспособлены для передвижения, а потому, чтобы освободить его передние конечности для функций, навязываемых чисто человеческим существованием, культурой, формами предметов, созданных человеком для человека и необходимостью пользоваться ими. По мере того, как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами общественной действительности.

С первых минут жизни тело младенца включено в человеческие отношения, опосредованные искусственными вещами, созданными предшествующими поколениями людей. Все общественные связи и отношения не могут существовать без определенных вещей и соответствующей деятельности. Например, такое политическое явление как выборы депутатов или президента не могут существовать без избирательных участков, оснащенных столами для выдачи бюллетеней, кабинами для тайного голосования, урнами и прочими вещами. Проведение выборов предполагает и соответствующие виды деятельности: агитацию за кандидатов, работу избирательных комиссий, голосование тех людей, которые имеют право участвовать в выборах. Поэтому когда индивид овладевает этими вещами и соответствующей деятельностью, он включается в общественные связи и отношения, т.е. приобретает социальные свойства и качества. На первых порах ребенок овладевает вещами и осуществляет определенную деятельность с помощью взрослых, а затем и без них. Известный специалист по проблемам личности Э.В. Ильенков подчеркивал, что “все без исключения человеческие способы деятельности обращенной на другого человека и на любой другой предмет, ребенок усваивает извне. “Изнутри” ни одно, пусть самое пустяшное специфически человеческое действие не возникает, ибо в генах запрограммированы лишь те функции человеческого тела (и мозга, в частности), которые обеспечивают чисто биологическое существование, но не как не социально- человеческую его форму” (С чего начинается личность. - М.: Политиздат, 1984-С.336).

С момента рождения ребенка биологическая связь между ним и матерью приобретает социальную форму, которая опосредуется вещами и соответствующими действиями с ними. Ведь каждая вещь – чашка, из которой кормят ребенка, одежда, которую надевают на него, игрушка, которой он манипулирует – связывает ребенка с другими людьми, которые сделали эти вещи, а овладение ими означает освоение ребенком тех или иных человеческих, социальных свойств, качеств, технологии действий и правил поведения. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийный характер, (всякая человеческая деятельность предполагает использование социальных орудий), а общение становится речевым, опосредованным языком. Дальнейшее развертывание этой исходной ситуации и ведет ребенка к формированию его как личности.

Личность возникает тогда, когда индивид начинает осуществлять внешнюю деятельность по правилам, заданным ему извне – обществом, культурой. В свою очередь внешняя деятельность так или иначе связана с другими людьми: либо непосредственно, либо опосредованно (через вещи, правила и нормы поведения). Поэтому возникновение и существование личности предполагает реальное взаимодействие по меньшей мере двух индивидов связанных между собой через вещи и вещественно-телесные действия с ними.

Личность представляет собой индивидуализированную социальность, т.е. индивидуально воплощает и выражает различные “ансамбли” индивидов. Например, личность студента Иванова заключает в себе социальные качества и свойства, присущие каждому студенту (стремление умножить свои знания, получить высшее образование в избранной специальности, повысить свой культурный уровень и т.д.). Но эти качества проявляются в нем своеобразно в тесной связи с его психическими особенностями (новые знания он схватывает, как говорится, на лету или очень трудно; он стремится просто получить диплом о высшем образовании или действительно хочет стать квалифицированным специалистом и т.д.). Каждое социальное качество и свойство существует у личности в своеобразной, специфической форме, а система этих качеств характеризуется индивидуальностью. Таким образом, личность представляет собой противоречивое единство социального и индивидуального.

Значимость личности обусловлена тем, насколько полно, точно, глубоко и ярко воплощены в ней именно социальные качества и свойства. Личность ценна не своей индивидуальностью самой по себе, а тем, насколько в ее индивидуальности выражены социально значимые качества и свойства. Подлинная личность проявляется не в оригинальности и не в манерничанье, а в умении делать то, что умеют другие, но лучше всех. Неповторимость выдающейся личности заключается в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше и полнее других, выражая общественно значимые свойства, явления, процессы. Личность при этом раздвигает рамки наличных возможностей, открывает для всех то, чего они еще не знают, не умеют, не понимают. Выдающаяся личность возникает на переднем крае социального творчества (научного, технического, производственного, художественного и т.д.). Продукт ее творчества становится достоянием всех. Создавая то, что нужно и интересно всем подлинная личность делает это талантливее, легче свободнее, чем сумел бы это сделать кто-то другой.

Выдающиеся личности наглядно демонстрируют важную сторону любой личности. Эта сторона касается активности самого индивида в процессе формирования и развития личности. Хотя личность и формируется под влиянием внешних воздействий на нее (вещей, других людей, условий жизни и т.д.), но она не является результатом прямого наслаивания внешних воздействий. Индивид не пассивно, воспринимает внешние воздействия, а преобразует их в процессе своей деятельности. Поэтому, с одной стороны, человек становится личностью под влиянием внешних воздействий, а с другой стороны, сам делает себя личностью, утверждает себя как определенную личность. В любом своем действии (от повседневного поведения до героического поступка на поле боя) индивид передает окружающим частичку себя, утверждает ее как самобытная личность.

В своих действиях индивид сознательно или бессознательно считается с чертами своего организма и своей психики, так же, как он считается с внешними условиями и имеющимися у него средствами деятельности. Но, как показывают психологические исследования, не только эти факторы определяют личность. Существенным фактором в формировании личности выступает и сознание индивида, его желания, ориентации, установки, убеждения. Деятельность индивида и его формирование как личности начинается с того, что он действует ради того, чтобы поддержать свое существование. Но с возникновением личности (с определением его человеческой сущности) происходит переворот в побудителях деятельности. Индивид поддерживает свое существование не ради существования (как у животных), а ради развития и реализации своей личности (своей сущности), ради осуществления своего человеческого назначения (Подробнее об этом см.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политизат,1975.- С.225-226).

Поскольку личность представляет собой единство индивидуальности и социальности, единичного и общего, поэтому можно выделять в ней не только специфические, но и типические черты. В наиболее общем плане выделяют несколько социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и менеджеры и т.д. Главное для таких личностей – практическое преобразование природного или социального мира, изменение других людей и самого себя. Они “горят” на работе и находят в этом высшее удовлетворение, даже если плоды их деятельности весьма скромны.

Второй тип – “мыслители”. Это люди, которые глубоко осмысливают реальность, жизнь человеческую и поэтому слывут мудрецами. Они выступают “маяками” человечества, за что их часто обожествляют или объявляют пророками (правда, чаще после их смерти).

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют несправедливости общественного устройства, трагизм переломных этапов в развитии общества. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Так, поэт А. Белый еще в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а другой поэт А. Блок слышал “музыку” революции задолго до ее начала.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей. Милосердие и сострадание к другим людям они делают целью и смыслом своей жизни. К наиболее выдающимся из них можно отнести А. Швейцера, Мартина Лютера Кинга, Мать Терезу и других.

Выделенные четыре типа личности распространяются в определенной мере на всех людей. Каждого индивида можно отнести по преимуществу к тому или иному типу личности, либо к различным их сочетаниям.

Выделяются и менее общие типы личностей по самым различным признакам, по которым люди разделяются на всевозможные социальные группы. При этом каждый индивид будет сочетать в себе разные типы, ибо он входит не в одну а в ряд малых и больших социальных групп. Например , индивид Смирнов, будучи любимым сыном, студентом, хорошим другом, любителем легкой музыки, рыбинцем, русским, входит в соответствующие социальные группы. И относится, таким образом, к определенным данным и группам и типам личностей. В совокупности они характеризуют индивида как активного участника общественной жизни.


Лекция 4. Биологические основы потребностей и их сущность

4.1. Индивидуальные физиологические и психические особенности человека - основа потребностей.

4.2. Понятие потребностей.

4.3. Потребности, интересы, ценности

 

4.1. Физиологические и психические особенности индивида

– основа его потребностей

Жизнь человека, как и всякого живого существа, имеет приспособительный характер, т.е. представляет собой адаптацию. Адаптивная природа жизни человека касается его не только биологического, но и социального бытия. Человек существует как единое биосоциальное существо, и это определяет его физиологическую адаптацию в качестве единой основы его существования вообще и потребностей в частности.

Современные физиологические научные данные позволяют раскрыть содержание адаптации как единства трех элементов: общего адаптационного синдрома, памяти и доминанты (см: Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. – Новосибирск: Наука, 1984.-С. 144-150). Эти элементы характеризуют адаптацию индивида к меняющимся условиям среды как процесс, в котором выделяются четыре стадии :

Первая стадия знаменует возникновение адаптационного синдрома (стресс-синдрома) как разрешение противоречия, возникающего в организме при предъявлении к нему каких-то новых требований. Иначе говоря, меняющаяся жизнь предъявляет такие требования к организму, которые он не может обеспечить, ибо функционирует по-старому. Возникает стресс-синдром, т.е. мобилизация в организме внутренних (структурных и энергетических) ресурсов и их направленное перераспределение, обеспечивающее требуемую адаптацию. В организме происходит гормональное воздействие на клетки, которое «стирает» старые, утратившие свое биологическое значение структурные связи между клетками, и создают новые адаптационные физиологические структуры. Общий адаптационный синдром выступает в роли фактора, играющего важную роль в перепрограммировании приспособительных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой.

Вторая стадия - в результате внутренней перестройки организма стресс-синдром постепенно уменьшается и создается устойчивая адаптация к новым условиям и требованиям. Затянувшийся стресс-синдром из механизма адаптации может превратиться в разрушительный фактор, который приводит к заболеваниям организма.

Третья стадия-стадия завершенной долговременной адаптации, когда на основе новых внутриорганизменных связей стресс-синдром исчезает и вырабатывается достаточно совершенное приспособление человека к новым условиям среды и новым ситуациям.

Четвертая стадия-стадия износа и функциональной недостаточности. Она необязательна и возникает лишь при чрезмерном напряжении адаптации, т.е. при высокой «структурной цене» адаптации, при перенапряжении организма. Правда, человеческий организм наделен системой поведенческих реакций, которые направлены на устранение длительного перенапряжения (например, «медвежья болезнь», как реакция на страх, использование разных путей и форм приспособления преодоление препятствие или его обход, разных технических средств – от простого рычага до сложнейших машин, смена отношения к новым условиям – от «обойдусь и без них …» до «а пошли вы все подальше…»).

Всякое состоявшееся приспособление включает то или иное структурное преобразование клеток и межклеточных связей, которое может длительно сохраняться, т.е. образуется память. И наконец, адаптация-это всегда организация жизнедеятельности организма с определенной направленностью, т.е. реализацией доминанты. Поэтому адаптация представляет собой единство стресс-синдрома, памяти и доминанты. Данные понятия выражают такие динамические отношения, которые охватывают человека как единство организма и личности.

Адаптация раскрывает самый фундаментальный физиологический механизм взаимодействия человека и окружающей его среды. Она характеризует биологический механизм человеческой жизнедеятельности. Соединение, сплав биологической и социальной сторон человеческой жизнедеятельности происходит на следующем уровне существования индивида - на уровне витальных (жизненных) функций.

Осуществление витальных функций человека обусловлено, как показывают современные психологические и физиологические исследования, взаимодействием трех программ развития: филогенетической, социальной и онтогенетической. Вследствие этого жизненный путь человека не предопределен изначально какой-либо одной программой, а на основе исходной программы самопрограммируется по ходу развития индивида. И это самопрограммирование осуществляется под влиянием программирующих воздействий среды, общества. Социальная программа, которой нет у животных, представляет собой лишь возможность, которая становится действительной программой индивидуального развития при столкновении с внутренними программами развития и преломлении в них. Таким образом, человеческое бытие представляет собой взаимодействующее единство общего (заключенного как в филогенетической, так и в социальной программе) и единичного, содержащегося в индивидуально формирующейся программе онтогенеза.

Что же конкретно представляют собой программы индивидуального развития человека?

Филогенетический компонент программы - это все то эволюционно приобретенное биологическое богатство человеческой природы, которое включено в уникальный для каждого индивида генотип, передаваемый по рождению.

Онтогенетическая программа развития, которая включает в себя в качестве исходного компонента филогенетическую программу, - это развивающаяся в ходе индивидуальной жизни программа, воплощенная в телесной организации человека. Складывающаяся структура личности на определенном этапе развития индивида становится ядром онтогенетической программы. Личностный компонент программы индивидуального развития обусловлен социальными условиями жизни индивида и социальной программой его развития.

Социальная программа-это та система существующих в обществе ценностей, которая представляет собой личностное воплощение основного содержания конкретно-исторического общества.

Все три программы индивида (филогенетическая, онтогенетическая и социальная) существуют как внутреннее психофизиологически своеобразное состояние каждого человека. Внешнее же свое выражение, проявление они находят в витальных (от латинского вита-жизнь) функциях индивида. Эти функции индивида представляют собой единство общего (физиологического, психического и социального), присущего каждому человеку, и единичного, специфического, уникального, выражающего индивидуальность.