Проблема плебеев.

До сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении особого слоя древнеримского населения — плебеев. Источники о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы. Вероятно, первоначально под плебеями подразумевались переселенцы (добровольные) либо насильственно переселенные в Рим, а также представители покоренных племен, лично свободные люди, имевшие право владеть землей и обязанные нести военную службу. Первоначально плебеи не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами. Но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно, на урезанных правах включались в родовую организацию.

В римском обществе этого периода уже были рабы из числа военнопленных. Но в целом рабство еще не получило большого развития. Оно носило примитивный патриархальный характер, причем рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве.

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние. Это находит свое отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которым принадлежали последние римские цари. В XIX в. при раскопках этрусского города Царе, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей. Принимая во внимание, что как раз на VI в. до н. э. приходится расцвет и могущество этрусской федерации, вполне обосновано предположение о том, что некоторое время Рим подчинялся этрускам.

Вскоре после этого резко обостряется борьба народа против родовой знати. Не сохранилось точных данных о времени и ходе этой борьбы, но причина ее, несомненно, коренилась в противоречиях между плебеями и первоначальным населением Рима.

4. Реформы Сервия Туллия.

Отзвуки этих событий отразились в сообщении о реформе, которую приписывают предпоследнему римскому царю Сервию Туллию. Он ввел новое устройство римской общины — на основе территориально-имущественного принципа. Римская городская территория теперь поделилась на 4 трибы, которые не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, а были лишь территориальными округами.

К трибам приписывалось все гражданское население — как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землей. Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Кроме того, Сервий Туллий разделил все мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цен­зом. К I классу принадлежали те, чье имущество оце­нивалось в 100 тысяч ассов, ко II классу — 75 тыс. ассов, к III классу - - 50 тыс. ассов, к IV классу — 25 тыс. ассов, к V классу — 12,5 тыс. ассов.

Беднейшие слои населения — неимущие не входили ни в один из классов. Они получили название пролетариев (от слова «потомство»). Этим подчеркивалось, что все их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определенное количество центурий — сотен. I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников. Следующие три класса — по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооруженных пехотинцев.

Кроме того, римским населением выставлялось еще 5 нестроевых центурий, одна из них состояла из пролетариев. Вооружение также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу. Представители I. класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжелом вооружении. Для представителей других классов вооружение было облегченным, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые перестают играть прежнюю роль.

Голосование также происходило по центуриям, причем каждая центурия имела один голос. Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что более половины из 193 центурий выставлялось I классом — 98 центурий пехотинцев и всадников. Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображавший ее в виде единоличного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле являются результатом длительных процессов, протекавших на протяжении VI — III в. до н. э.

Это подтверждается тем, что в самом представлении о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования. Например, сведения о воо­ружении классов соответствуют концу V в. до н. э., а о расчете имущественного ценза на ассы — середине III в. до н. э. и т. д.

Однако в основе традиционной версии лежит ряд дос­товерных фактов. Деление населения на имущественные классы, центуриатные комиции, территориальные три­бы — все это возникло значительно раньше III в. до н. э. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху.

Новое общественное устройство наносило сокрушительный удар по прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати. По мере того как шел процесс становления рабовладельческого государства, органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти.