Империя Хань

Циньская империя.

Царство Чжоу и период Чжаньго.

Древнейший Китай. Государство Шан (Инь).

Источники.

Древний Китай.

Лекция 8.

Изучение Древнего Китая сильно облегчается тем обстоятельством, что письменность этой страны, возникшая во II тыс. до н. э., никогда не забывалась и хотя испытала различные изменения и. подверглась неоднократным реформам, сохранила свои основные черты и, передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Современный китайский язык по своей лексике и грамматике также восходит к древнекитайскому языку.

Некоторые тексты Древнего Китая дошли до нашего времени в подлинном виде. Правда, они по своим размерам невелики. Это в первую очередь надписи на костях животных или на панцирях черепах, по своему содержанию являющиеся запросами к оракулу (так называемые хэнаньские гадательные кости). Тексты более значительного объема впоследствии писались на хрупком материале, например на деревянных пластинках («Бамбуковые анналы») или на шелковой материи.

В I в. н. э. в Китае была изобретена бумага. Она широко использовалась для переписки старинных текстов, в которые вносились при этом значительные дополнения и изменения.

В отличие от Индии мы имеем в своем распоряжении летописные своды Древнего Китая. В первую очередь это вышеупомянутые «Бамбуковые анналы».

Более поздним произведением было «Чуньцю» («Весна и осень»), представлявшее из себя хронику одной из областей Китая (царства Лу). Автором ее был, по преданию, известный китайский мыслитель Конфуций (VI - V вв. до н. э.).

В начале I в. до н. э. появился капитальный исторический труд, автором которого был опальный историограф Сыма Цянь.

Для последующего времени особенно важным источником служит «История Первой (Старшей) династии Хань», составленная в I в. н. э. целой семьей летописцев: Бань Бяо, его сыном Бань Гу и дочерью Бань Чжао. Участие последней для нас очень интересно. Это единственный в истории Древнего Востока случай деятельности женщины-летописца, хотя и в качестве второстепенного автора.

Кроме летописей, важными источниками по истории Древнего Китая являются народные песни. Особенно интересен сборник Шицзин («Книга песен»), в котором даны яркие описания быта и нравов рядовых земледельцев. Следует также отметить «Книгу документов» (Шуцзин), содержащую речи правителей, в которых отражены исторические события. Много сведений, характеризующих различные стороны общественной жизни Древнего Китая, содержится в различных трактатах (о военном искусстве, экономике).

2. Древнейший Китай. Государство Шан (Инь).Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменном веке. Здесь найдено много палеолитических орудий. Во многих местах Китая (особенно в Хэнани) обнаружены также значительно более поздние стоянки, относящиеся уже ко времени неолита.

Из древнейших китайских племен особенно усилилось в начале II тыс. до н. э. племя Шан (в бассейне реки Хуанхэ).

Если верить китайской традиции, в XVII в. до н. э. некий ЧэнТаносновал государство, которое получило по господствующему племени название Шан Позднее оно выступает в исторических текстах под названием Инь (применявшимся к нему соседями). Исследователи употребляют оба термина: Шан и Инь.

Об экономике общества Шан (Инь) второй половины II тыс. мы можем судить по многочисленным памятникам материальной культуры и коротким надписям на так называемых хэнаньских гадательных костях.

В качестве основного материала для выработки орудий и оружия употреблялись еще камень и кость. Однако появились уже медные, а затем и бронзовые орудия (ножи, лопаты, топоры, шилья и др.).

Намечается переход от примитивных форм хозяйства к скотоводству и земледелию и даже первые попытки ирригации. Возделывались просо, ячмень, пшеница, гаолян. Особое значение имело выращивание тутового дерева, которое ценилось не столько за плоды (как в Передней Азии), сколько за листья, служившие для откармливания шелковичных червей.

Высокого уровня достигло в царстве Шан ремесло. В развалинах его столицы (называвшейся также Шан) обнаружены остатки бронзолитейной мастерской.

Отделение ремесла от земледелия приводило к развитию обмена. Мерилом ценности служили особенные раковины (каури). Завязались торговые связи с различными странами Восточной Азии, в частности из бассейна Янцзы доставлялись медь и олово. Из горных местностей и степных пространств, расположенных на севере и западе от бассейна Хуанхэ, вывозились скот, шкуры, меха и камень (яшма, нефрит и др.). Поступавшие взамен китайские ремесленные изделия доходили до берегов Енисея.

Развитие производительных сил и усиление внутреннего и внешнего обмена приводили к имущественному неравенству. Рас­копки обнаруживают наряду с богатыми домами и гробницами остатки жилищ и погребений бедняков.

Постепенно складывается государственный аппарат и ваны (правители) из выборных племенных вождей превращаются в наследственных царей.

3. Царство Чжоу и период Чжаньго. Царство Шан (Инь) являлось непрочным. Особенно опасным противником его оказалось западное племя чжоу. Традиция передает, что вождь племени чжоу У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя и тот покончил жизнь самоубийством. На развалинах прежнего государственного образования Инь возникло новое, получившее (так же как господствующее племя и правящая династия) название Чжоу. Династия Чжоу просуществовала до III в. до н. э.

Эта эпоха делится на время Западного Чжоу, когда столицей был город Хао, и Восточного Чжоу, когда столица была перенесена на восток в Лои (современный Лоян, в Хэнани).

Надо при этом учитывать, что в это время династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактически самостоя­тельными государственными образованиями, количество которых исчислялось десятками, если не сотнями, и китайские лето писцы применяют к переходному времени, охватывающему конец V и значительную часть III в. до н. э., наименование Чжаньго («Враждующие царства»).

Период Западного Чжоу характеризуется значительным усилением родовой знати, как придворной, так и провинциальной. Цари дают своим родственникам и приближенным значительные пожалования и привилегии. Обрабатываемая земля по-прежнему находилась в распоряжении общин. Существовала «колодезная система», заключающаяся в том, что территория, принадлежащая селению, делилась на девять частей (схема этого деления напоминала начертание иероглифа, обозначавшего «колодец»). Из этих участков восемь отдавалось в наделы различным семьям, а девятый (центральный) обрабатывался ими сообща, и урожай вносился старосте на общинные нужды (позднее он стал присваиваться царем).

Первые цари из династии Чжоу хотя и способствовали экономическому усилению землевладельческой знати, но пытались держать ее в своих руках и налаживали центральный и местный бюрократический аппарат.

Сохранились сведения о создании высшего государственного органа. Он состоял из трех советников царя (великого наставника, великого учителя и великого покровителя) и трех управителей: один ведал делами культа, другой — общественными работами (включая ирригацию), а третий — военным делом.

В переходный период «враждующих царств» (Чжаньго) возвышаются семь наиболее сильных государственных образо­ваний. Как это ни удивительно на первый взгляд, именно в эту эпоху наблюдаются в Китае значительные экономические сдвиги, которые в дальнейшем способствовали объединению страны.

6. Циньская империя.Постоянная вражда царств, достигшая своего апогея в IV и начале III в. до н. э., мешала благоприятному развитию производительных сил и обмена. Для создания единой ирригационной системы и регулярного распределения речных вод в масштабе всей страны требовались совместные усилия различных областей, невозможные при децентрализации. В процессе объединения страны главную роль сыграло царство Цинь, охватывавшее западные районы Китая и распространившее свое господство на юг, вплоть до берегов Янцзы.

В IV в. до н. э. в царстве Цинь были проведены важные реформы, инициатором которых был сановник по имени Шан Ян. Опираясь на служилую аристократию и торгово-ростовщические круги, этот реформатор нанес решительный удар устоям патриархальной семьи и сельской общине. Шан Ян поощрял дробление крупных семейств и раздел их имущества, а также разрешил открытую, беспрепятственную куплю-продажу общинных наделов. Был усилен податной гнет. Подати взимались независимо от размеров урожая, так что многие общинники, которые не могли в неурожайный год внести установленное количество продуктов (зависящее от размеров полей), разорялись, теряли землю и даже личную свободу.

Циньские цари могли собрать огромные средства, которые помогли им реорганизовать армию. Бронзовое оружие было почти полностью заменено железным. Боевые колесницы все больше вытесняются более подвижной и маневренной конницей.

Благодаря реформам Шан Яна армия царства Цинь стала превосходить по своим боевым качествам войска других китайских царств, что сказалось в последующих междоусобных войнах. В течение первой половины III в. до н. э. циньским царям удается разгромить всех своих соперников. Династия Чжоу в середине III в. до н. э. утрачивает не только фактически, но и официально свою власть.

Окончательное объединение страны произошло в царствование Ин Чжэна (246—210 гг. до н. э.), который подчинил своей власти все царства, существовавшие еще на территории Китая. В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и стал именоваться Цинь Шихуанди (первый император Цинь).

Он провел ряд успешных войн на севере с гуннами, а на юге со страной Юэ (к югу от Янцзы, включая территорию современных провинций Гуандун и Гуанси). Для защиты от северных кочевников была сооружена Великая Китайская стена, представлявшая из себя сложную укрепленную линию, состоявшую из земляных валов, каменных и кирпичных стен и башен.

В своей внутренней политике Цинь Шихуанди распространил на всю империю установление Шан Яна. Все государство было разделено на 36 областей, управлявшихся царскими чиновниками. Старая наследственная знать была отстранена от управления и поставлена под неусыпный контроль.

Тотчас после смерти Цинь Шихуанди началось массовое крестьянское восстание, к которому примкнули и рабы. Один из вождей этого движения - деревенский староста Лю Бан оказался наиболее удачливым. В 207 г. до н. э. он сверг последнего представителя династии Цинь и основал новую династию, получившую название Первой, или Старшей, династии Хань.

5. Империя Хань(206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Первой (Старшей) династии Хань (с 206 г. до н. э. - по 9 г. н. э) пришлось бороться с разрухой, со­провождавшей падение империи Цинь. От голода, болезней и междоусобиц погибло множество народа.

Лю Бан восстановил централизацию страны и в то же время пошел на известные уступки тем, кто пострадал при династии Цинь. Он освободил множество людей, превращенных в государственных рабов за долги или преступления, отменил особенно тяжелые налоги и повинности, передал местные дела в руки выборных старост. Были даны некоторые льготы преследуемой в предшествующий период старой знати. По мере усиления Ханьской империи стали восстанавливаться деспотические порядки времен Цинь Шихуанди. Особенно это чувствовалось при наиболее видном представителе Первой династии Хань — императоре У-ди (140—87 гг. до н. э.). При нем местная знать вновь была поставлена под контроль императорских чиновников.

Внешняя политика У-ди была особенно агрессивной. Китай далеко вышел за пределы, которых он достиг при династии Цинь, особенно в северо-западном направлении. Захватническая политика требовала огромных средств. Налоги и повинности достигли необычайных размеров. Подушная подать изымалась даже с детей и стариков, что и привело к массовым случаям детоубийства и отцеубийства. В конце I в. до н. э. положение становится настолько напряженным, что наиболее дальновидные представители господствующего класса делают попытки смягчить его посредством социальных реформ.

Особенно показательна в этом отношении деятельность Ван Мана (9—23 гг. н. э.). Это был узурпатор, выдвинувшийся в качестве регента, а затем свергший династию Хань. Для укрепления своего положения Ван Man провел ряд реформ в расчете на поддержку широких масс населения, но одновременно направленных на усиление полицейских функций государства.

Была запрещена продажа земли и определенных категорий частных рабов. Одновременно была установлена норма землевладения на семью—100 му (около двух гектаров), которую нельзя было превышать. Излишки было постановлено раздавать безземельным и малоземельным.

Государственная власть стала вмешиваться в торгово-ростовщические операции. Регулировались рыночные цены, и царские чиновники раздавали деньги из казны в долг, конкурируя с частными ростовщиками. Поскольку все эти мероприятия проводились бюрократическим путем, то они саботировались и на практике приводили к обогащению чиновников. Сам Ван Ман проявлял нерешительность и временами отменял свои собственные постановления. Чтобы привести в порядок расстроенные финансы страны, он увеличил налоги и ввел новую монету. В результате выросли цены (рис подорожал в 50 раз). Обманутые в своих ожиданиях бедняки, убедившись, что Ван Ман не в состоянии бороться со злоупотреблениями чиновников и провозглашенные им реформы на деле не проводятся, поднимают восстания. К повстанцам примыкают и сторонники отстраненной Ван Маном династии Хань.

Наиболее крупное движение вспыхивает в Шандуне в 18 г. н. э. и распространяется в ряде других провинций. Во главе этого восстания становится Фань Чун, приказывающий всем участникам вооруженной борьбы выкрасить брови в красный цвет в качестве отличительного знака. Отсюда происходит название повстанцев «Красные брови». В 23 г. н. э. Ван Ман был убит, а в 25 г. «краснобровые» подступили к стенам столицы Чаньань и овладели ею.

Примкнувшие к народному движению представители свергнутого императорского дома Хань выдвинули из своей среды некоего Лю Сю, объявившего себя императором и укрепившегося в старинном городе Ло-и. Так пришла к власти младшая династия Хань (25—220 гг. н. э.). Ее называют также Восточной династией Хань.

Чтобы расколоть ряды повстанцев, Лю Сю в ряде областей произвел освобождение некоторых категорий рабов и объявил о снижении налогов. Часть восставших разошлась по домам, а наиболее упорные были подавлены вооруженной силой.

В конце II в. н. э. Китай опять испытывает потрясения. Поднимается новая волна широкого народного движения, получившая название восстания «Желтых повязок» (184 г. н. э.). Во главе его стояли талантливый вождь Чжан Цзяо с двумя братьями. Это восстание продолжалось около двух десятков лет и, хотя было усмирено, потрясло империю Хань до основания. В 220 г. н. э. она распадается на три царства.

Всеобщая история (Древняя Греция).

Особое место в истории мира и его культуры принадлежит Древней Греции. В ходе своей истории универсально одаренным и деятельным народом этой великой страны были заложены новые традиции во взглядах на окружающий мир, созданы начала человеческих знаний во многих областях, послужившие импульсом к их дальнейшему развитию в странах Европы и Азии.

Действительно, в эпоху античности в Древней Элладе, в период появления и расцвета государств-полисов, родилась и философия в собственном смысле этого слова. Имена Пифагора, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля не только являются символами начала истории философии как науки. Сами их рассуждения продолжают и много веков спустя после гибели античного общества влиять на дальнейший ход развития философских мыслей.

Именно в эту эпоху возникла и история как рациональная форма познания, а не сказочно-мифологизированная либо просто летописно-описательная форма. Этим мы обязаны прежде всего «отцам истории» — Геродоту, Фукидиду, а в римскую эпоху — Саллюстию, Тациту.

Благодаря трудам многих античных мыслителей раз­рабатывалась теория государства, уточнялось понятие «политического сообщества» людей. В социальной жиз­ни формировался критерий подлинной ценности челове­ка. В Древней Элладе сложились понятия таких духовных ценностей, как гражданская свобода и гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность.

Оценивая вклад греков в мировую науку, достаточно сказать, что почти до середины XX в. мы учили геометрию по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом и астрономы-географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара, предвосхитив гелиоцентрическую систему Коперника. Наконец, художественное наследие античной Эллады имеет значение не только как историко-культурная, но и как живая, полная очарования и магического обаяния духовная сила.