Основные определения и термины, касающиеся СУР
Действия должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене приведены в Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 06.06.2011 № 1200 (далее – Инструкция).
Инструкция устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при:
а) разработке проектов профилей рисков;
б) рассмотрении и согласовании проектов профилей рисков и утверждении профилей рисков;
в) применении мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков;
г) актуализации и отмене профилей рисков;
д) разработке, утверждении и направлении в таможенные органы срочных профилей рисков;
е) разработке, утверждении и направлении в таможенные органы ориентировок;
ж) выявлении и устранении фактов некорректной работы специальных программных средств.
Выявление и анализ рисков проводят должностные лица структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен, осуществляющие:
контроль за: соблюдением запретов и ограничений, правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС; правильностью определения страны происхождения товаров; соблюдением прав интеллектуальной собственности; таможенной процедурой таможенного транзита, а также контроль применения системы управления рисками (СУР); контроль таможенной стоимости; валютный контроль и т.д.
Основные функции таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками приведены в приложении № 2 к Инструкции.
Основные определения и термины, касающиеся СУР:
1. Под риском понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза.
2. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.
3. Под выявленным риском понимается факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.
4. Под потенциальным риском понимается риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют.
5. Под управлением риском понимается систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
6. Под профилем риска понимается совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.
7. Профиль риска содержит указания о применении мер по его минимизации.
8. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска.
9. Профили рисков доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе.
10. Под зональным профилем риска понимается профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни.
11. Под региональным профилем риска понимается профиль риска, действующий в регионе деятельности одного РТУ.
12. Под общероссийским профилем риска понимается профиль риска, действующий на всей территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ.
13. Под краткосрочным профилем риска понимается профиль риска с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца.
14. Под среднесрочным профилем риска понимается профиль риска с установленным сроком действия от 1 до 3-х месяцев.
15. Под долгосрочным профилем риска понимается профиль риска с установленным сроком действия свыше 3-х месяцев, но не более одного года.
16. Под профилями рисков, выявляемыми автоматически (автоматические профили рисков), понимаются профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами.
17. Под профилями рисков, выявляемыми в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), понимаются профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска.
18. Под неформализованными профилями рисков понимаются профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска.
19. Под срочным профилем риска понимается профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, совершающих таможенные операции и таможенный контроль товаров, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров до завершения совершения таможенных операций.
20. Под ориентировкой понимается информация о риске среднего уровня, для минимизации которого нецелесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировки доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров.
21. Под мерами по минимизации рисков понимается комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства. Меры по минимизации рисков применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле как в соответствии с указаниями в профилях рисков, так и по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа.
22. Под актуализацией профиля риска понимается изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков, а также продление срока действия профилей рисков.
23. Под целевой методикой выявления рисков понимается порядок проведения анализа информации с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов.
24. Под генератором случайных чисел понимается алгоритм, определяющий последовательность случайных чисел, элементы которой почти независимы друг от друга и подчиняются заданному распределению; математический программный способ реализации метода случайной выборки при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки.