Документальное оформление выбытия основных средств.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по учету поступления основных средств
Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
Учет поступления основных средств за плату | ||
Приобретены основные средства по покупной стоимости без НДС | 60,76 | |
Отражается налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам | 60,76 | |
Приняты по акту приобретенные объекты основных средств (введены в эксплуатацию) | ||
Учет создания основных средств | ||
Учтены фактические затраты по созданию объекта основных средств | 10,70,69 | |
Начислен налог на добавленную стоимость от первоначальной стоимости созданных и принятых в эксплуатацию объектов основных средств | ||
Приняты по акту созданные объекты основные средства | ||
Учет безвозмездного поступления основных средств | ||
Получены безвозмездно поступившие основные средства от других субъектов хозяйствования по рыночной стоимости без учета НДС | 98/2 | |
Отражается НДС по безвозмездно полученным ценностям | 98/2 | |
Оприходован поступивший объект основных средств | ||
Списывается НДС | 92/2 | |
Отражается ежемесячное начисление амортизации основных средств | ||
Одновременно отражается ежемесячное закрытие счёта 98/2 на сумму начисленной амортизации | 98/2 | 92/1 |
Учет поступления основных средств от учредителей в счет вклада в уставный фонд | ||
Приняты основные средства от учредителей в счет взносов в уставный фонд по договорной (согласованной) стоимости | 75/1 | |
Одновременно отражается увеличение уставного фонда | 75/1 | |
Оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных в ходе инвентаризации | ||
Оприходованы неучтенные объекты основные средства по рыночной стоимости |
Документальное оформление и учёт выбытия основных средств
2. Учёт выбытия основных средств.
-1-
Объекты основных средств выбывают в случаях: их физического и морального износа; частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, а также при проведении их реконструкции; продажи; безвозмездной передачи; обмена; внесения в качестве вклада в уставный фонд других организаций; выявления недостачи; передачи в аренду (лизинг); в других случаях, установленных законодательством.
Порядок документального оформления зависит от причин выбытия основных средств. При перемещении объектов основных средств между подразделениями организации оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2). В случае перевозки передаваемых внутри организации объектов основных средств автотранспортом также выписывается товарно-транспортная накладная.
Выбытие основных средств вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (ф. № ОС-1) в 2-х экземплярах. Наряду с актом о приеме-передаче объекта основных средств оформляется товарно-транспортная накладная.
Ликвидацией считается выбытие объектов основных средств по причине их физического и морального износа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с проведением работ по расширению, реконструкции, техническому перевооружению производства и по другим причинам.
Списание ликвидированных объектов основных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным собственником. На предъявленные к списанию объекты постоянно действующая комиссия составляет Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4) или Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) в двух экземплярах. При списании машин, оборудования, транспортных средств, пришедших в негодность вследствие аварий, к акту о списании объектов основных средств прилагают копию акта об аварии, в котором указываются ее причина и виновники аварии.
Разборка и демонтаж оборудования, зданий, сооружений, хозяйственного инвентаря и других объектов основных средств допускается после утверждения актов об их списании. Автомобили, прицепы и полуприцепы исключают из списка основных средств после утверждения акта о ликвидации и получения справки ГАИ о снятии их с государственной регистрации.
Затраты по ликвидации, а также стоимость материальных ценностей, полученных в процессе сноса и разборки объекта, отражаются в акте о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4). В акте также приводятся данные о начисленной по объекту амортизации за весь период эксплуатации. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материальные ценности (драг. металлы), получаемые в процессе ликвидации, приходуются по ценам возможного использования.
-2-
Выбытие основных средств в бухгалтерском учете отражается с использованием счета 01 «Основные средства», субсчета 9 «Выбытие основных средств». В дебет этого счета списывается первоначальная стоимость выбывающих основных средств, а в кредит - начисленная по ним сумма амортизационных отчислений.
Остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, отраженная по субсчету «Выбытие основных средств» списывается:
ü вследствие продажи, обмена, списания в результате морального или физического износа, внесения в качестве вклада в уставный фонд - в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
ü вследствие списания в результате чрезвычайных обстоятельств - в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;
ü вследствие выявленной недостачи - в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
ü при безвозмездной передаче (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника) - в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;
ü при безвозмездной передаче в пределах одного собственника - в дебет счета 83 «Добавочный фонд»;
ü при передаче обособленным подразделениям организации - в дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».