Предпосылки образования СССР. Конституции СССР. Источники.

Тема 16 Советское государство и право в период 1924-1940-х годов.

1. Предпосылки образования СССР. Конституции СССР. Источники.

2. Перестройка государственного аппарата. Строительство органов власти и управления Союза ССР.

3. Формирование и развитие административно-командной системы управления в СССР в конце 1920-х - 30-е гг.Централизация органов системы безопасности.

4. Разработка и принятие Конституции 1936 г.

 

 

Одним из знаковых событий советской истории 1920-30-х годов явилось образование единого союзного государства - Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Революционные события 1917 г. привели к распаду Российской Империи. Наряду с РСФСР, в 1918 - 1919 гг. возникли советские республики в Украине, Белоруссии, а в 1920-1921 гг. в Азербайджане, Армении, Грузии. Вновь образовавшиеся национальные республики использовали опыт советского строительства РСФСР. Развивалось военное и экономическое сотрудничество республик. Органам власти РСФСР делегировались управленческие функции соответствующих органов республик. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Особо прочные экономические связи существовали между Азербайджаном, Арменией и Грузией, что способствовало их объединению 12 марта 1922 г. в рамках единого Федеративного Союза (по сути своей - конфедеративного объединения). В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

В годы гражданской войны и иностранной интервенции отношения республик, в которых сохранилась Советская власть, имели форму военного союза, а с конца 1920 г. они были дополнены хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами. Эти договоры послужили основой для создания органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей советских республик.

Важную роль сыграл дипломатический союз республик. 22 февраля 1922 г. был подписан протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на Генуэзской конференции, а также заключать от их имени международные договоры и соглашения.

Хозяйственный союз советских республик способствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимости политического объединения - создания СССР. Но за очевидными прагматическими причинами стояла и фундаментальная причина, которая и обусловила собирание в течение ряда столетий множества народов в большую и сильную страну.

Тесное сотрудничество республик поставило на повестку дня вопрос о создании единого государства, но приемлемая форма государственного единства была найдена не сразу. Существовало несколько точек зрения об устройстве союзного государства. Например, сторонники автономизации во главе с И.В. Сталиным предлагали включить республики в состав РСФСР и предоставить им автономные права. Большинство поддержали идею В.И. Ленина о создании единого федеративного государства, представляющего из себя союз равноправных республик.

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР, на котором присутствовали представители четырех республик: РСФСР, Белоруссии, Украины и ЗСФСР. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввел ее в действие. Вместе с тем ЦИК решил внести текст Конституции на утверждение Съезда Советов СССР. Состоявшийся в январе 1924 г. II съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил Конституцию СССР, которая предварительно была ратифицирована съездами Советов союзных республик.

Конституция СССР состояла из 2 разделов (Декларации и Договора об образовании СССР), 11 глав, 72 статей. СССР определялся как единое союзное государство, созданное на федеративных началах. К компетенции Союза ССР относились вопросы руководства вооруженными силами, объявления войны и заключения мира, международных отношений, изменения внешних границ Союза, ратификации международных договоров, руководства внешней торговлей, утверждения единого государственного бюджета, формирования денежной и кредитной системы, принятия основ судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и трудового законодательства, общих начал землеустройства и землепользования. Гарантировались суверенные права республик: право свободного выхода из Союза (ст. 4), на неизменяемость территории без собственного согласия, на собственное гражданство, а также на собственные Конституции.

Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно, а с 1927 г. стали собираться раз в два года. В исключительной компетенции съезда находились утверждение и изменение основных начал Конституции.

В перерывах между съездами верховная власть принадлежала Центральному Исполнительному Комитету СССР (ЦИК СССР), который являлся законодательным и исполнительным органом. ЦИК состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. Союзный Совет избирался пропорционально численности населения республик, а в Совет национальностей входили по пять депутатов от каждой союзной и автономной республики и по одному депутату от каждой автономной области. ЦИК работал в сессионном порядке. В перерывах между сессиями ЦИК функции высшего органа власти осуществлял Президиум ЦИК, избиравшийся на совместном заседании палат. Деятельностью ЦИК руководили четыре председателя - по одному от каждого субъекта федерации.

ЦИК формировал правительство - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР). Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но в то же время обладал и законодательными функциями. Органами отраслевого управления являлись народные комиссариаты. Они делились на общесоюзные (иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов), объединенные и республиканские.

Итак, с принятием Конституции СССР окончательно оформилось единое союзное государство. Достаточно скоро количество субъектов федерации увеличилось с 4 до 7: в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии были образованы Узбекская ССР (1924 г.), Туркменская ССР (1924 г.) и Таджикская ССР .; (1929 г.). Проведенное в 20-е гг. районирование СССР упразднило архаичное деление на губернии и уезды и создало новое административное деление, отвечающее потребностям развития народного хозяйства. В РСФСР утвердилась трехзвенная система: район, округ, область (край). В остальных республиках создана двухзвенная система: район, округ.