Контрреформы 1880-1890-х гг.

Военная реформа 1864-1874 гг.

Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853 - 1856 гг.

1 января 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности он вводил всесословную, всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения. Призыв производился ежегодно по жребию (т.к. число подлежащих призыву превышало потребность в людях).

Реформа давала преимущества лицам, получившим образование, вводила некоторые льготы с учетом семейного положения тех или иных лиц.

Офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими или военное, или юнкерское училище и принадлежавшими к дворянскому сословию.

В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, но, сохранившую, многие феодальные пережитки, - это и дворянский офицерский корпус, и система обращения офицеров с солдатами (муштра, рукоприкладство), телесные наказания, сохранявшиеся в армии долгое время после Указа 1863 г., отменившего их применение по судебным приговорам.

 

Как уже отмечалось, в России после отмены крепостного права бурно развивался капитализм. Но в связи с тем, что реформы сохранили без существенных изменений политический строй царской России, а также другие пережитки феодально-крепостнической системы, в стране возникла новая революционная ситуация. С середины 70-х гг. крестьянское движение вновь усилилось, достигнув наибольшего размаха в 1879-1880 гг. Особенностью этой революционной ситуации было возрастающее рабочее движение. С конца 70-х гг. усилились репрессии против революционеров. Царизм после некоторого маневрирования перешел к реакционному внутриполитическому курсу. После убийства народовольцами Александра II (1 марта 1881 г.) царское правительство стало на путь открытой реакции.

Как уже указывалось, в 1881 г. было принято Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. При введении предусмотренных этим законом режимов усиленной или чрезвычайной охраны вся полнота власти передавалась генерал-губернатору. Последний получал право запрещать собрания, закрывать торгово-промышленные заведения, подвергать любое лицо аресту до 3 месяцев, штрафу, высылке. Значительно возросли права полиции и жандармерии.

Согласно названному Положению создавалось Особое совещание, состоявшее из товарища министра внутренних дел и четырех чиновников - по два от МВД и министерства юстиции. Последнее имело право применять административную высыпку и ссылку к любому лицу, "признаваемому вредным для государственного порядка и общественного спокойствия".

В 1892 г. был издан закон "О военном положении", позволявший вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, опасных в революционном отношении.

Указанные чрезвычайные законы представляли министру внутренних дел, генерал-губернатору, а в некоторых случаях и командующим военными округами право передавать дела о преступлениях общего характера на рассмотрение военных судов по законам военного времени. По этим законам смертная казнь предусматривалась за вооруженное сопротивление властям, совершение иных преступлений в отношении военных и полицейских чиновников и других должностных лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей (убийство, покушение на убийство, нанесение ран, увечий и тяжких побоев, грабеж, разбой и др.).

В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которые заменили собой мировых судей. На земских участковых начальников возлагались полицейско-судебные функции, что противоречило важнейшему принципу судебной реформы 1864 г. - отделению суда от администрации.

Земские начальники назначались губернатором из местных потомственных дворян по соглашению с предводителем дворянства и утверждались министром внутренних дел. Было пересмотрено Положение о земских и городских органах самоуправления. По новому Положению о земствах вместо цензового определения состава первой избирательной курии был установлен сословный принцип формирования. В курию стали входить только дворяне (потомственные и личные), что привело к увеличению (и до этого большого) дворянского представительства земствах. Для городских избирателей был повышен имущественный ценз, для крестьян введен порядок назначения гласных в земства из числа крестьян-выборщиков губернатором по его усмотрению.

Был усилен контроль органов администрации за земствами - губернатор или министр внутренних дел имел право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления. Новое Городовое положение 1892 г. увеличило имущественный ценз, отстранив тем самым от выборов в городские думы не только мелкую буржуазию, но и часть средней. Был усилен контроль правительственных органов за деятельностью городского самоуправления.

В 70-80-е годы было внесено много существенных изменений в систему судопроизводства и судоустройства. В 1871 г. были значительно расширены права жандармерии в области дознания и следствия по политическим делам (что привело к существенному ограничению прав судебных следователей). В 1878 г. (после убийства народниками шефа жандармов генерала Мезенцева) был принят закон "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени". Дела о вооруженном сопротивлении властям, нападении на чинов полиции и других должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы и многие другие были переданы в военно-окружные суды.

Контрреформы отбросили страну назад, затормозили постепенный переход от архаических социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству.