Завершение формирования сословного строя в XVIII.

На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе: внутренняя консолидация дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей "по-отечеству" (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.); консолидация в рамках единого привилегированного сословия - российского дворянства - феодальной верхушки всех народов, населявших Российскую империю; непрерывное расширение его привилегии.

Дворяне получили право владеть крепостными и без земли и продавать их также без земли, в том числе и с разлучением семей. Следующей привилегией дворянства было их право на замещение офицерских и чиновничьих должностей в армии и бюрократическом государственном аппарате, хотя это право одновременно являлось и обязанностью. Но несмотря на все эти привилегии дворянство тяготилось обязанностью пожизненной службы.

В первые годы петровских реформ в нач. XVIII в., самодержавная власть старалась включить в состав дворянства все наиболее энергичные и талантливые элементы из других сословий.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву.

Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр I после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а назначил его сам. Петр I попытался провести секуляризацию церковных имуществ. Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось "государево тягло" и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Остальное население регламент Главного магистрата делит на "регулярных граждан" в составе двух гильдий и "подлых людей" или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры); ко второй - мелочные торговцы и ремесленники. Развитие общероссийского рынка во 2-ой пол. XVIII в., отмена внутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. Городское самоуправление по Жалованной грамоте отличалось крайней сложностью и громоздкостью. "Общее градское собрание" - общегородское собрание, в котором участвовали все городские граждане без различия разрядов, имевшие по возрасту и имущественному цензу право голоса. Следующий орган - "общая городская дума". Она рассматривала текущие дела.

Крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Основная тенденция рассматриваемого периода - консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Указ 1718г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Государственное крестьянство составляло в начале XVIII в. ок. 20% всех крестьян, но к концу века его доля увеличилась до 40% за счет присоединения огромных новых территории Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Иное положение было у частновладельческих крестьян, которые составляли большинство (от 70 % в начале в. до 55 % в его конце) от общей массы крестьян. Формально они были прикреплены к земле, но фактически помещики могли их продать и без земли. Закрепощение крестьян затрудняло развитие промышленности, т.к. лишало ее свободных рабочих рук, нищее крестьянство не имело средств на покупку промышленных изделий. Следующая категория: посессионные крестьяне. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали "сессию".