Государственный строй. Укрепление царской власти.

Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х годов XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления-приказы. В формировании централизованного государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Т.о., создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы). Сословно-представительная монархия - важный этап развития феодального государства на пути к самодержавию. Центральные органы государственной власти и управления. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим князем "всея Руси" и "самодержцем". Правда, термин "самодержец" имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость и государственный суверенитет Русского государства. Чтобы еще больше подчеркнуть власть и значение великого князя, был разработан сложный и пышный придворный церемониал. С той же целью Иван III венчался "шапкой Мономаха", которая становится теперь символом русского самодержавия. Иван IV в 1547 г. впервые принял титул "царя", равный по значению императорскому.

Царской власти были посвящены особые главы в Соборном Уложении 1649 г. Оно не делает никакого различия между преступлениями против личности царя и против государства. Все государственные функции царь осуществлял при участии Боярской думы, земских соборов через систему приказов и воевод.

Боярская дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В 1-ой пол. XVII в. Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Заседания Думы проходили под председательством царя или наиболее родовитого из бояр. Боярская дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти.

В XVI-XVII в. царская власть опиралась на особое учреждение - Земский собор. Вплоть до 20-х гг. XVII в. соборы заседали регулярно. Земские соборы обсуждали и решали важнейшие дела: выборы царя (Соборы 1598 г., 1613 г.), вопросы войны и мира, коренные внутренние реформы и законодательство (Собор 1649г.). Порядок работы Собора не был регламентирован какими-либо законодательными актами.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. В середине XVI в. система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В различных регионах Московского государства были созданы выборные земские и губные органы, которые являлись местными сословно-представительными учреждениями. Они стали выполнять функции, ранее возлагавшиеся па наместников. В XVII в. местные органы самоуправления были поставлены под контроль воевод, которые назначались разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой.

Приказы. С расширением территории и созданием единого централизованного Русского государства различные отрасли управления ("пути") поручались ("приказывались") отдельным лицам из великокняжеского окружения. Вокруг этих "путных" бояр складывался штат помощников, возникало учреждение.

Приказы можно разделить на: 1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны, 2) ведавшие определенными территориями, 3) приказы дворцового управления.

Приказы были подчинены царю и Боярской думе. Посольский приказ ведал иностранными делами. Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных разрядом, давал разрешения на иге сделки с землей и регистрировал их. Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства, за исключением Москвы.

Косвенные налоги состояли из таможенных и кабацких сборов, которые сдавались на откуп, а также налога на соль. На протяжении XVII в. удельный вес таможенных пошлин увеличивался по мере развития внешней торговли.

Доходы от перечеканки денег получались в связи с тем, что в России не было в то время своих разработок серебра.

В этот период изменилась структура русских вооруженных сил. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. Служба дворян была урегулирована Уложением 1556г., в которой определялось, что с каждых 100 четвертей (50 десятин в одном поле, т.е. при 3-польной системе 150 десятин) "доброй, ухожей" земли необходимо было выставить одного вооруженного воина.

С сер. XVI в. создаются стрелецкие полки. Стрельцы набирались из вольных людей, получали казенное оружие (пищаль, саблю, бердыш) и хлебное жалованье, правда, незначительное, что компенсировалось предоставлением им льгот в торговле, ремесле.