Общественный и государственный строй Польши в XIV-XVIII вв..
В период раздробленности Польше удалось сохранить традиции государственного единства. Этому способствовали такие факторы, как принадлежность князей к единой правящей династии, наличие общей церковной организации, общая (несмотря на региональные различия) система обычного права. Заинтересованность в объединении стимулировалась борьбой с внешнеполитической опасностью со стороны крестоносцев (Тевтонского ордена) и Бранденбурга. В 1314 г. князь Владислав Локеток объединил Великую и Малую Польшу, а в 1320 г. стал королем единого государства. При этом Польша утратила более половины своей прежней государственной территории, лишилась выхода к морю. Столицей государства стал Краков, где находилась резиденция польских королей, осуществлялась их коронация и захоронение.
В середине XIV в. последний король из древней польской династии Пястов Казимир III Великий, сын Локетка, захватил земли Галицкой Руси и тем самым частично компенсировал утрату польских этнических территорий. Эти события положили начало польской политической и культурной экспансии на землях восточных славян, которая являлась одним из главных факторов государственно-политического развития Польши в последующие столетия. В 1385 г. в Крево Польское королевство и Великое княжество Литовское заключили так называемую Кревскую унию, способствующую сближению двух государств и объединению их усилий в борьбе с внешними врагами, а в 1569 г. в результате Люблинской унии было образовано федеративное государство - Речь Посполитая. Были созданы единые органы власти, но княжество сохранило отдельную армию, финансы, судебную систему, традиционные государственные и земские должности, свои законы.
В XIV-XV вв. завершилось формирование единого шляхетского сословия. Феодалы-шляхта были освобождены от всех податей (за исключением поземельного налога), получили исключительное право на приобретение земель, владели землей на аллодиальном праве, т.е. могли свободно передавать землю по наследству. Шляхте гарантировалась имущественная и личная неприкосновенность. Создавались сословные выборные шляхетские суды, т.е. судебные дела шляхты изымались из подсудности королевских чиновников.
Положение крестьян, напротив, становится более тяжелым. В XV-XVI вв. крестьяне постепенно попадают в крепостную зависимость. Это произошло в связи с переходом к фольварочно-панщинной системе хозяйства. Феодалы заставляют крестьян отрабатывать на господской земле (фольварке), так как в это время крупные землевладельцы ориентируют свое хозяйство на производство зерна для экспорта в Европу. Но, следует подчеркнуть, что в Польше крепостная зависимость существовала в более мягких формах, чем в России.
По форме правления польское государство в XIV-XV вв. было сословной монархией, но в дальнейшем в отличие от других европейских государств Польша не пошла по пути становления абсолютной монархии. В результате экзекуционистского движения XVI в., в ходе которого шляхта добивалась ослабления влияния аристократии (магнатов), были законодательно- закреплены так называемые «золотые шляхетские вольности». В 1573 г. король Генрих Валуа издал так называемые Генриховы артикулы, которые гарантировали шляхте право свободного избрания короля, право на неповиновение королю. Таким образом, во второй половине XVI в. окончательно сформировалась шляхетская демократия.
Система шляхетской демократии включала в себя такие органы сословного представительства, как двухпалатный вальный сейм, провинциальные сеймы и земские сеймики. Важнейшей особенностьюэтих органов можно считать односословность - в их работе принимало участие только шляхетское сословие. Правда, кроме шляхты в вальном сейме были представлены жители некоторых крупных городов, но они не имели права решающего голоса.
Таким образом, для системы шляхетской демократии характерно политическое господство шляхты, сосредоточение в ее руках всех ветвей власти. При формальном сохранении монархической формы правления польские короли не были самовластными монархами, а по сути выступали в роли слабого президента своеобразной феодальной республики. При несогласии с королем шляхта бралась за оружие и создавала конфедерации - добровольные шляхетские союзы, имевшие свои выборные руководящие органы (вальные рады), в которых решения принимались простым большинством голосов. Постепенно своеволие шляхты, ее нежелание ставить государственные интересы выше личных амбиций привели к ослаблению польского государства. С середины XVII в. в политической жизни возобладали анархические тенденции. Под прикрытием, институтов шляхетской демократии группировки магнатов действовали в своих корыстных интересах, создавали конфедерации для вооруженной борьбы друг с другом и центральной властью. Крайне неэффективно действовал вальный сейм. При вынесении решения в сейме требовалось единогласие всех послов, при этом любой посол обладал правом свободного вето. Приблизительно 40 % всех сеймов были сорваны из-за применения этого права.
В годы правления последнего польского короля Станислава Августа Понятовского были проведены реформы, направленные на усиление государства. Так называемый четырехлетний сейм принял 3 мая 1791 г. Конституцию Речи Посполитой - первую в истории Европы. Однако вмешательство иностранных государств не позволило осуществить задуманное. В 1772, 1793 и 1795 гг. Россия, Пруссия и Австрия провели разделы Речи Посполитой. Национально-освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко окончилось поражением (1794 г.). Независимое польское государство перестало существовать и было восстановлено лишь в 1918 г.