Методология истории государства и права славянских народов.
Предмет курса. Его место в системе юридических наук.
Предмет истории государства и права славянских народов.
1. Предмет курса. Его место в системе юридических наук.
2. Методология истории государства и права славянских народов.
3. История государства и права славянских народов как учебная дисциплина. Ее структура
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. К числу славянских народов относятся белорусы, болгары, боснийцы, лужичане, македонцы, поляки, русские, сербы, словаки, словенцы, украинцы, хорваты, черногорцы, чехи.
В истории славян можно обнаружить много закономерностей, присущих развитию других народов. Вместе с тем, их исторический путь отличался значительным своеобразием. В рамках общих закономерностей рождался уникальный опыт духовной жизни и освоения материального мира, который исследуют представители различных отраслей научного знания.
История государства и права славянских народов является историко-правовой дисциплиной. Она тесно связана как с историей, так и с юриспруденцией. Объект ее изучения составляют государственно-правовые институты, юридический быт, правосознание и правовая культура славянских народов.
Следует подчеркнуть, что ученых не интересует простое «собирательство» фактов. Они изучают фактический материал для того, чтобы определить общие прогрессивные (или регрессивные) тенденции в развитии государства и права, осознать закономерности изменений государственно-правовых институтов.
Таким образом, предмет истории государства и права славянских народов - это изучение закономерностей становления и развития государственно-правовых институтов в славянских странах и определение конкретно-исторических особенностей данных процессов в разные исторические эпохи у различных славянских народов.
В научном понимании метод - это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Историко-правовая наука использует различные методы - как общефилософские, так и специальные.
Общефилософские методы определяют мировоззрение ученого, общее видение им построения мира, восприятие своего места в этом мире. От мировоззрения исследователя зависит его отношение к истории, признание или отрицание возможности выявления объективных закономерностей исторического процесса.
Специальные методы исследования определяют последовательность, логику построения научного анализа. С их помощью можно с большой степенью точности и достоверности концептуально объяснить и оценить изученные факты. Прежде всего, следует выделить хронологический метод, который предполагает сравнение, сопоставление фактов и явлений различных эпох. Как нетрудно заметить, хронологический метод опирается на сравнительно-исторический метод, который можно использовать более широко, т.е. сравнивать явления не только во времени, но и в пространстве. Историко-правовые явления следует рассматривать во взаимосвязи со всеми сферами жизнедеятельности общества, т.е. необходимо применение структурно-аналитического метода.
Наряду с методами исследования применяются и определенные принципы научного познания. Важнейшим из них является принцип объективности, который предполагает максимально возможную независимость суждений исследователя от мировоззренческой ориентации того социального слоя, к которому он принадлежит, культурных стереотипов современного ему общества.