А. Определение и интерпретация понятий

Разработка общей концепции

Задачи исследования

Определение объекта и предмета проблемы

Б. Формулировка проблемы

Сформулированная проблема – результат осмысления проблемной ситуации.

2. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

2. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, т.е. исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере.

3. Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем:

- выделение объекта и предмета исследования

- постановка целей и задач исследования

- предположения (гипотезы), вариантов решения поставленной проблемы

 

Цель исследования

Четкой постановкой целей исследования достигается:

1. одновременная формулировка гипотез о возможных решения проблемы. Чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования

2. определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения результата

3. регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя. Это снимает:

- завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика

- необоснованные обещания исполнителя

 

Задачи бывают программные (основные) и дополнительные (неосновные).

1. Исследованительские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет:

- контролировать и согласовывать др. с др. результаты, полученные на различных этапах исследования

- не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное

2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует опред.состав познавательных действий, средств и методов познания

3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и второстепенных.

 

Понятие – форма обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений.

Работа спонятиями включает 2 основных этапа:

1. теоретическое уточнение понятий:

-соотнесение специфических понятий с опред.теоретческой системой

- достижение однозначности в понимании содержания категориально-понятийного аппарата

- достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих опред.понятия.

В процессе теоретического осмысления основных понятий данные требования реализуются путем:

- выделения опред.точки зрения с помощью полемики

- придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования

- выработка нового определения понятия