Герметизация универсума дискурса.

Победа над несчастным сознанием: репрессивная десублимация.

с. 73: новизна нынешней ситуации…

с. 76: герои прошлого и настоящего.

с. 80: искусство как амплификация конфликта действительного и возможного.

с. 81-82: искусство как преодоление социальной реальности, ее трансцендирование. Мир искусства ¾ привилегия и иллюзия.

с. 86: Б. Брехт: современный мир может быть представленным только в том случае, если он представлен как долженствующий измениться ¾ как состояние негативности, подлежащее отрицанию. Вот учение, которое следовало бы изучать и в соответствии с которым следовало бы действовать!.

с. 88-89: Сила поэтического языка. ЯЗЫК!!!

с. 93: десублимация = преодоление и унификация противоположностей. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ!!!

с. 95: технологическая действительность уменьшает эротическую и увеличивает сексуальную энергию.

с. 100: Эрос и Тататос.

с. 103: Институационализированная десублимация предстает как аспект обуздания способности к трансцендированию.

 

с. 110: Гелбрейт: «Сообщество слишком богато, чтобы проявлять беспокойство»

Язык тотального администрирования.

с. 111: Функция понятий состоит в понимании и, следовательно, трансцендировании фактов.

с. 113: технологический способ рассуждений ¾ отождествление вещей и их функций. Слово превращается в клише.

с. 114: функционализация языка выражает урезывания значения, которое обладает политическим звучанием.

с. 115: ритуализация понятия наделяется иммунитетом против противоречия.

с. 127: Организация функционального дискурса имеет первостепенную важность для общества; она является фактором координирования и субординирования. Унифицированный, функциональный язык неустранимо антикритичен и антидиалектичен, благодаря чему операциональная и бихевиористская рациональность в нем поглощает трансцендентные, негативные и оппозиционные элементы Разума. ® с.128…

с. 129: антиисторичность функционального языка.

с. 130: … vs Памяти и Времени

с. 131: Язык критического сознания ¾ «язык познания» (Р. Барт).

Диалектическое отношение противоположностей внутри и при посредстве суждения возможно благодаря признанию субъекта историческим агентом, идентичность которого конституирует себя как внутри его исторической практики и социальной действительности, так и вопреки им. В дискурсе развивается и констатируется конфликт между вещью и функцией, причем этот конфликт находит свое языковое выражение в предложениях, соединяющих противоречивые предикаты в логическое единство ¾ понятийное соответствие объективной действительности.

с. 132: В самом языке уже нет места для дискурса; он только провозглашает и, опираясь на власть аппарата, устанавливает факты. ®

с. 133: Барт («Нулевой уровень письма»): «Больше нет никакого зазора между наименованием исуждением, что приводит к полной (закрытости) языка…». Закрытый язык не показывает и не объясняет ¾ он доводит до сведения решение, мнение, приказ. Основу его движения составляют тавтологии, однако тавтологическим «предложениям» не откажешь в эффективности. Выносимые с их помощью суждения принимают «предрешающую форму»; они провозглашают эффективность.

с. 134: сущность различных режимов не в различных формах жизни, а в различных техниках манипулирования и контроля.

с. 135: господство = администрирование ® язык политики = язык рекламы.

Разбор тотального администрирования.

с. 139: транзитивность: понятия идут дальше описательного указания на частные факты.

«Избыток» транзитивности и «нехватка» операционности.

с. 140: операциональная трактовка понятий = политизация; аналитический подход к человеку = терапия приспособления к обществу.

с. 155: задача состоит в том, чтобы «понять», «распознать» факты такими, каковы они на самом деле, каково их «значение» для тех, кому они даны как факты и кто вынужден жить среди них. В социальной теории распознавание фактов означает их критику.