Исследование идеологии Развитого Индустриального общества

ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Критическая теория

Герберт Маркузе

 

Родился в 1898 году в Берлине в зажиточной еврейской семье. В молодые годы ¾ активный член СД партии. 1919 год ¾ изучение философии и эстетики в Берлине. 1929 год ¾ Фрайбург, где защитил докторскую диссертацию по гегелевской философии истории. В дальнейшем ¾ исследования по феноменологии под руководством Гуссерля и Хайдеггера. Основные работы этого периода: «Вклад в феноменологию исторического материализма (1928), «Конкретная философия» (1929).

Уехав из нацистской Германии в начале 30-х годов, сотрудничает с Франкфуртским институтом.. Именно в этот период он выдвинул радикальную теорию исследования социокультурных моделей освобождения как альтернативу экстремальным системам потребительского капитализма и тоталитарного коммунизма.

После войны Маркузе работал в Колумбийском и Гарвардском ун-тах над критическим анализом советской модели марксизма.

50-70 гг. ¾ преподавал в Бостоне, Парижской Школе Высших исследований, Калифорнийском ун-те.

Герберт Маркузе умер в 1979 году.

 

Феноменология Гуссерля и Хайдеггера, Гегелевская диалектика, Психоанализ Фрейда ¾ источники мысли Маркузе.

Критический анализ философской и идеологической подоплеки современного общества ¾ направление мысли Маркузе.

 

с. ХІ: «Отличие современного общества в том, что оно усмиряет центробежные силы с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и жизненный стандарт. …

с. ХIV: Технический прогресс опровергает всякий протест.

с. XIX: Технология ® тоталитаризация общества.

с. XX: Культура, политика и экономика при посредстве технологии сливаются в вездесущую систему, поглощающую или отталкивающую все альтернативы, а присущий этой системе потенциал производительности и роста стабилизирует общество и удерживает технический прогресс в рамках господства. Технологическая рациональность становится политической рациональностью.

с. XVII: Тотальный характер достижений развитого индустриального общества оставляет критическую теорию без рационального основания для трансцендирования данного общества.

с. XV: Отсутствие явных агентов и сил социальных перемен критика не находит почвы для соединения теории и практики, мысли и действия и, таким образом, вынуждена взойти на высокий уровень абстракции. … опровергается ли теория этим отсутствием?

с. XVIII: Идеологический и исторически характер критики.

 


 

Глава 1: Одномерное общество.