Органы и службы по стандартизации

Стандартизации

Основополагающие стандарты Государственной системы

 

В РФ действует государственная система стандартизации.

Методические вопросы ее организации и функционирования изложены в

комплексе государственных основополагающих стандартов

 


 

 

“Государственная система стандартизации Российской Федерации” (от

1.4.1994 г). Данный комплекс включает в себя:

1) ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Основные положения”;

2) ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов”;

3) ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий,

научно-технических, инженерных обществ и других общественных

объединений. Общие положения”;

4) ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению,

оформлению и содержанию стандартов”;

5) ГОСТ Р 1.8-95 “ Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок разработки и применения

межгосударственных стандартов”;

6) ГОСТ Р 1.10-92 “Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил

и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации,

аккредитации и информации о них”;

7) ПР 50.1.001-93 “Правила согласования и утверждения технических

условий.”

 

 

Национальным органом по стандартизации в России является

Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт

России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий

координацию, а также функциональное регулирование в области

стандартизации, метрологии и сертификации.

В ведении Госстандарта находятся государственные инспекторы по

надзору за государственными стандартами и обеспечением единства

измерений, сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и

иные организации.

Госстандарт представляет Россию в международных организациях,

занимающихся вопросами стандартизации, метрологии и сертификации и в

Межгосударственном Совете СНГ; сотрудничает с соответствующими

национальными органами зарубежных стран.

Руководство и координацию работ по стандартизации в области

строительства осуществляет Госстрой России. Другие государственные

органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их

компетенции.

В структуру Госстандарта входят: 19 научно-исследовательских

институтов; 13 опытных заводов; издательство стандартов; 2 типографии; 3

учебных заведения; более 100 территориальных центров стандартизации,

 


 

 

метрологии и сертификации (ЦСМС). Центры проводят работу по

сертификации продукции, калибровке средств измерений, оказывают

техническую помощь по стандартизации, метрологии и сертификации. На

базе ЦСМС создаются органы по сертификации и испытательные

лаборатории.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются

технические комитеты (ТК).

ТК занимаются стандартизацией как в инициативном порядке, так и

по договорам на выполнение такого задания. ТК специализируются в

зависимости от объекта стандартизации.

По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами

гармонизации отечественных стандартов с международными, способствуют

принятию ГОСТ Р в качестве международных.

В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам

стандартизации.

Научно-технической базой для создания ТК обычно являются

предприятия или организации (например, Всероссийский научно-

исследовательский институт строительных материалов - ВНИИСТРОМ),

профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. В их число

входят и НИИ Госстандарта РФ. Правовой основой для создания ТК служат

решения этих государственных органов. Госстандарт РФ и Госстрой РФ

привлекают к работе в ТК ведущих специалистов, представителей

организаций-разработчиков продукции, организаций-потребителей

продукции, представителей научных и инженерных обществ и обществ по

защите прав потребителей. Участие в деятельности ТК всех

заинтересованных сторон – добровольное.

Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД

(стандарты отраслей и предприятий), создают в своей структуре специальные

службы, которые координируют работу по созданию стандартов других,

участвующих в этом подразделений.