Информационная культура

Информатизация общества

1) Представления об информатизационном обществе

2) Роль информатизации в развитии общества

3) Информатизационные культуры

Информационная революция – преобразование общественных отношений из-за кардинальной смены в сфере обработки информации.

1) Изобретение письменности

2) Книгопечатание

3) Электричество, телеграф, телефон, радио

4) Микропроцессорная технология

Последняя информационная революция выдвигает на первый план информационную индустрию. Она связана с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии процесса, объекта или явления.

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением и реализацией информации.

Характерные черты ИО:

1) Решена проблема информационного кризиса (это противоречие между информационной лавиной и информационным голодом).

2) Обеспечен приоритет информации в сравнении с другими ресурсами.

3) Главной формой развития экономики становится информационная экономика

4) В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение и обработка знаний с помощью новейшего оборудования.

5) Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы деятельности человека.

6) Формируется информационное единство всей человеческой цивилизацией.

7) С помощью средств информатики реализован свободный доступ ко всем ресурсам цивилизции.

8) Решены экологические проблемы.

Минусы:

1) Информационные технологии активно вмешиваются в частную жизнь людей.

2) Проблема отбора качества и достоверности информации.

3) Многим людям трудно адаптироваться к такому типу обществу.

Информатизация общества – организованный социально-технический, научно-экономический процесс создания индивидуальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацией прав граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Компьютеризация – основное внимание уделяется развитию и производству компьютеров.
Информатизация – обеспечение полного использования достоверного, своевременного знания.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию и современную технику.

Аспекты:

1) Навыки умения использовать

2) Умения пользоваться компьютерной информационной технологией, программными продуктами

3) Умение извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и уметь использовать

4) Владение основами аналитической обработки информации

Информационный потенциал общества.

Информационные ресурсы.

Рынок информационных продуктов и услуг.

Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов и отдельные документы в информационных системах (Неэлектронные: архив, библиотека, фонды. Электронные: БД, хранилища,).

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

1) Превратить деятельность по оказанию услуг в глобальную деятельность.

2) Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг.

3) Образовать всевозможные базы данных регионов и государств, которым возможен сравнительно недорогой доступ.

4) Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках и т.д., за счёт использования своевременной информации.

Информационные ресурсы – база для создания информационного продукта и информационной услуги.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированных производителем для распространения вещественной или невещественной формы.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные услуги возникают только при наличии компьютерных баз данных.

БД – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания хранения и манипулирования данными.

Основные виды информационных услуг:

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Поставщики информационных продуктов и услуг.

Структура электронного рынка:

 

Лекция 4