Информационная культура
Информатизация общества
1) Представления об информатизационном обществе
2) Роль информатизации в развитии общества
3) Информатизационные культуры
Информационная революция – преобразование общественных отношений из-за кардинальной смены в сфере обработки информации.
1) Изобретение письменности
2) Книгопечатание
3) Электричество, телеграф, телефон, радио
4) Микропроцессорная технология
Последняя информационная революция выдвигает на первый план информационную индустрию. Она связана с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии процесса, объекта или явления.
Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением и реализацией информации.
Характерные черты ИО:
1) Решена проблема информационного кризиса (это противоречие между информационной лавиной и информационным голодом).
2) Обеспечен приоритет информации в сравнении с другими ресурсами.
3) Главной формой развития экономики становится информационная экономика
4) В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение и обработка знаний с помощью новейшего оборудования.
5) Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы деятельности человека.
6) Формируется информационное единство всей человеческой цивилизацией.
7) С помощью средств информатики реализован свободный доступ ко всем ресурсам цивилизции.
8) Решены экологические проблемы.
Минусы:
1) Информационные технологии активно вмешиваются в частную жизнь людей.
2) Проблема отбора качества и достоверности информации.
3) Многим людям трудно адаптироваться к такому типу обществу.
Информатизация общества – организованный социально-технический, научно-экономический процесс создания индивидуальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацией прав граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Компьютеризация – основное внимание уделяется развитию и производству компьютеров.
Информатизация – обеспечение полного использования достоверного, своевременного знания.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию и современную технику.
Аспекты:
1) Навыки умения использовать
2) Умения пользоваться компьютерной информационной технологией, программными продуктами
3) Умение извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и уметь использовать
4) Владение основами аналитической обработки информации
Информационный потенциал общества.
Информационные ресурсы.
Рынок информационных продуктов и услуг.
Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов и отдельные документы в информационных системах (Неэлектронные: архив, библиотека, фонды. Электронные: БД, хранилища,).
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
1) Превратить деятельность по оказанию услуг в глобальную деятельность.
2) Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг.
3) Образовать всевозможные базы данных регионов и государств, которым возможен сравнительно недорогой доступ.
4) Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках и т.д., за счёт использования своевременной информации.
Информационные ресурсы – база для создания информационного продукта и информационной услуги.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированных производителем для распространения вещественной или невещественной формы.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии компьютерных баз данных.
БД – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания хранения и манипулирования данными.
Основные виды информационных услуг:
Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Поставщики информационных продуктов и услуг.
Структура электронного рынка:
Лекция 4