Вопрос.

Все операции с основными средствами с момента его поступления (поставки на учет) и до момента выбытия должны оформляться соответствующими первичными документами.

Формы первичных документов для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением гос. комитета РФ по статистике от 21.01.03г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

К ним относятся:

1. ОС-1 – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)

2. ОС-1а – акт о приеме-передаче зданий, сооружений

3. ОС-1б – акт о приеме-передаче групп основных средств (кроме зданий сооружений)

4. ОС-2 – накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

5. ОС-3 – акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

6. ОС-4 – акт о списании объекта основного средства (кроме автотранспортного средства)

7. ОС-4а – акт о списании автотранспортных средств

8. ОС-4б – акт о списании групп основных средств (кроме автотранспортных средств)

9. ОС-6 – инвентарная карта учета основных средств

10. ОС-6а – инвентарная карта группового учета объектов основных средств

11. ОС-6б – инвентарная карта учета объектов основных средств

12. ОС-15 – акт о приеме-передаче объекта основных средств в монтаж

13. ОС-16 – акт о выявленных дефектах, оборудовании.

Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в д. альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п.2, ст.9 ФЗ о б/у):

1. Наименование документа;

2. Дата составления документа;

3. Наименование организации, от имени которого составлен документ;

4. Содержание хоз. операции;

5. Измерители хоз. операции в натуральном и денежном выражении;

6. Наименование должностей и лиц, ответственных за совершение хоз. операции и оформление данного документа;

7. Подписи установленных лиц.

Для учета ввода в эксплуатацию объектов основных средств составляется акт о приеме-сдаче основных средств (формы ОС-1, ОС-1а, ОС-16). Они применяются для оформления и учета операций приема-передачи между организациями и в организации для:

1. Включения объектов основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа при вводе в эксплуатацию).

2. Выбытие из состава основных средств при передаче (продаже, мене и т.д.) другой организации.

Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в эксплуатацию должны оформляться в соответствии с законодательством в определенном порядке. Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытие его из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами: по форме ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.

К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному объекту. В формах ОС-1, ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, передающих в эксплуатацию.

В случаях приобретения объекта через сеть розничной торговли изготовление для собственных нужд раздел ОС-1 не заполняется. В показателях граф «сумма начисленной амортизации» указывается сумма начисленной амортизации с начала эксплуатации.

Раздел ОС-2 заполняется организацией-получателем только в 1 (своем) экземпляре. В акте, данные об объекте основных средств, находящихся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доли организации в праве общей собственности. При этом на 1странице в разделе «Справочно» заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основного средства была выражена в иностранной валюте. Указываются сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумма по курсу ЦБ РФ на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бух учета.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карту учета основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Внутренние перемещения объекта основных средств оформляются накладной на внутренние перемещения объекта основных средств (форма ОС-2). Данная накладная применяется для оформления и учета перемещения объекта основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка, склада и т.д.) в другое. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в 3 экземплярах. Подписывается ответственными лицам структурных подразделений получателя и сдатчика. 1 экземпляр передается в бухгалтерию, 2 – остается у лица, ответственного за сохранность объекта, 3 – передается получателю.

Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карту. Прием-сдача отремонтированных, модернизированных объектов основных средств оформляются актом формы ОС-3. Подписываются членами комиссии, которая осуществляла прием основного средства, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию и модернизацию. Данный акт утверждается руководителем организации или уполномоченным лицом, имеющим право представлять интересы и действовать от имени юр. лица по доверенности или без доверенности. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, которая осуществляла ремонт, а второй экземпляр передается организации, которой оказывали данные услуги. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карту и влияют на первоначальную стоимость (восстановительная стоимость).

Следующие акты применяются для оформления и учета, списания пришедших в негодность:

ü объектов основных средств (по форме ОС-4);

ü автотранспортных средств (ОС-4а);

ü групп основных средств (по форме ОС-4б).

Составляются в 2 экземплярах. Подписываются членами комиссии, которую назначает руководитель организации. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. 1 экземпляр передается в бухгалтерию, а 2 остается у лица, ответственного за сохранность основного средства, является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции.

В показателях граф «первоначальная стоимость объекта основного средства» на дату принятия к бух учету или восстановительная стоимость:

1. по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки;

2. по объектам, не проходившим переоценку, указывается первоначальная стоимость на дату принятия к бух учету.

В показателях граф «сумма начисленной амортизации» указывается сумма с начала эксплуатации.

Затраты по списанию объекта основного средства с учета, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объекта отражается:

Ø в разделе 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основного средства с бух учета и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма ОС-4)

Ø в разделе 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бух учета и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма ОС-4а)

Ø в разделе 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основного средства» (форма ОС-4б)

Данные о списании вносятся в инвентарную карту учета объекта, объектов и группового учета основного средства (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

Инвентарные карточки (книги) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств применяются для учета наличия объектов основного средства, а также учета движения их внутри организации. Они ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый объект. Записи при приеме-передаче производятся на основании актов (ОС-1, ОС-1а, ОС-1б) и сопроводительных документов, а также технической документации (тех. паспорт завода изготовителя).

Прием-перемещение объектов ОС внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражается в инвентарной карточке (на основании соответствующих документов).

Для оформления поступившего на склад оборудования составляется акт «о приеме оборудования» (форма ОС-14). Данный акт составляется в 2 экземплярах и подписывается приемной комиссией. При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии часто входит представитель подрядно-монтажной организации. В этом случае отдельный акт о передаче оборудования в монтаж не составляется. В получении объекта на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте и ему передается копия акта. В случае невозможности произвести количественную приемку оборудования при его эксплуатации (поступлении на склад), форма ОС-14 является предварительным документом, который составляется по наружному осмотру на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования – форма ОС-16. Передача оборудования монтажной организации оформляется актом приемки-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15).