Организация бюджетирования, бюджетный цикл

Бюджетирование – это краткосрочное планирование или планирование на 1 год.

Основная цель бюджетирования – формирование информации для управления предприятием, с целью увеличения прибыли при финансовой стабильности предприятия.

Методические рекомендации по разработке финансовой политики, которые утверждены приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. №118.

Для того, чтобы процесс бюджетирования был эффективным, необходимо провести следующие подготовительные работы:

1) утверждение организационной структуры предприятия с выделением ЦО, руководителям которых будут делегированы полномочия по разработке частных бюджетов

2) разработка структуры генерального бюджета предприятия

3) утверждение бюджетной политики

Сама бюджетная политика аналогична по форме учетной политики и разрабатывается с целью закрепления алгоритма расчета бюджетных статей.

4) разработка регламента бюджетирования

· установление временного периода бюджетирования

· форматов бюджетов

· программы действий каждого из участников процесса бюджетирования (в крупных организациях регламентом бюджетирования занимается бюджетный комитет, где есть все руководители ЦО)

Деятельность бюджетного комитета зависит от специфики деятельности организации и им решаются следующие вопросы:

1) трансформация стратегических целей развития в операционные бюджеты

2) организация рабочих совещаний

3) утверждение бюджетов и объединение их в генеральный бюджет

4) рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов и анализ отклонений, разрешение конфликтов

 

Существуют факторы, которые необходимо учитывать при бюджетировании деятельности предприятия:

  1. внутренние факторы (внутрифирменные)

1) ресурсы

· финансовые (собственные, заемные)

· человеческие (трудовые)

· информационные ресурсы

· бизнес ресурсы (отношение с покупателями и поставщиками, репутация предприятия, доля рынка, эффективность производственного процесса)

2) факторы, определяющие влияние собственника

· цели собственника

· степень делегирования собственником своих полномочий наемным работникам

· умение собственника сочетать свои личные цели с целями своего предприятия

· предпринимательские способности собственника предприятия

  1. Внешние

Модели построения бюджета зависят от стадии развития предприятия:

1) зарождение - бюджеты расходов

2) оживление деятельности – сбалансированный бюджет доходов и расходов, отсутствие прибыли, направляемой собственником

3) стабилизация-успех – выделение ЦО, резервирование средств на развитие предприятие, распределение прибыли между собственниками

4) стабилизация – отрыв – жесткий контроль за расходами по ЦО и предприятию в целом, аккумулирование финансовых ресурсов

5) зрелость – разработка бюджетов доходов и расходов, контроль за расходами

 

Выделяют следующие виды бюджетов:

1) статический бюджет – бюджет, рассчитанный на определенный уровень деловой активности ЦО

2) гибкий бюджет – осуществляется корректировка статического бюджета на фактический объем производства

3) бюджет в натуральных единицах измерения

 

Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:

  1. Фаза планирования

1) постановка цели на бюджетный период

2) сбор информации для разработки проекта бюджета

3) анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета

4) оценка проекта бюджета и при необходимости его корректировка

5) утверждение бюджета

  1. Фаза исполнения

6) исполнение бюджета и текущая корректировка показателей

7) текущий и итоговый анализ отклонений

  1. Фаза завершения

8) представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей предприятия за отчетный период

9) выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и создание будущих бюджетов

 

  1. Фаза планирования
  • Постановка цели – руководитель предприятия
  • Сбор информации – маркетинговые, технологические и экономические службы предприятия
  • Анализ и обобщение информации - руководители технологических служб
  • Оценка проекта бюджета – бюджетный комитет (администрация предприятия, руководитель)
  • Утверждение бюджета – руководитель предприятия
  1. Фаза исполнения
  • текущая корректировка - руководители ЦО и экономические службы
  • текущий и итоговый анализ – руководители ЦО и экономические службы
  1. Фаза завершения
  • Представление отчета – администрация предприятия или бюджетный комитет
  • выработка рекомендаций – бюджетный комитет