Организация бюджетирования, бюджетный цикл
Бюджетирование – это краткосрочное планирование или планирование на 1 год.
Основная цель бюджетирования – формирование информации для управления предприятием, с целью увеличения прибыли при финансовой стабильности предприятия.
Методические рекомендации по разработке финансовой политики, которые утверждены приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. №118.
Для того, чтобы процесс бюджетирования был эффективным, необходимо провести следующие подготовительные работы:
1) утверждение организационной структуры предприятия с выделением ЦО, руководителям которых будут делегированы полномочия по разработке частных бюджетов
2) разработка структуры генерального бюджета предприятия
3) утверждение бюджетной политики
Сама бюджетная политика аналогична по форме учетной политики и разрабатывается с целью закрепления алгоритма расчета бюджетных статей.
4) разработка регламента бюджетирования
· установление временного периода бюджетирования
· форматов бюджетов
· программы действий каждого из участников процесса бюджетирования (в крупных организациях регламентом бюджетирования занимается бюджетный комитет, где есть все руководители ЦО)
Деятельность бюджетного комитета зависит от специфики деятельности организации и им решаются следующие вопросы:
1) трансформация стратегических целей развития в операционные бюджеты
2) организация рабочих совещаний
3) утверждение бюджетов и объединение их в генеральный бюджет
4) рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов и анализ отклонений, разрешение конфликтов
Существуют факторы, которые необходимо учитывать при бюджетировании деятельности предприятия:
- внутренние факторы (внутрифирменные)
1) ресурсы
· финансовые (собственные, заемные)
· человеческие (трудовые)
· информационные ресурсы
· бизнес ресурсы (отношение с покупателями и поставщиками, репутация предприятия, доля рынка, эффективность производственного процесса)
2) факторы, определяющие влияние собственника
· цели собственника
· степень делегирования собственником своих полномочий наемным работникам
· умение собственника сочетать свои личные цели с целями своего предприятия
· предпринимательские способности собственника предприятия
- Внешние
Модели построения бюджета зависят от стадии развития предприятия:
1) зарождение - бюджеты расходов
2) оживление деятельности – сбалансированный бюджет доходов и расходов, отсутствие прибыли, направляемой собственником
3) стабилизация-успех – выделение ЦО, резервирование средств на развитие предприятие, распределение прибыли между собственниками
4) стабилизация – отрыв – жесткий контроль за расходами по ЦО и предприятию в целом, аккумулирование финансовых ресурсов
5) зрелость – разработка бюджетов доходов и расходов, контроль за расходами
Выделяют следующие виды бюджетов:
1) статический бюджет – бюджет, рассчитанный на определенный уровень деловой активности ЦО
2) гибкий бюджет – осуществляется корректировка статического бюджета на фактический объем производства
3) бюджет в натуральных единицах измерения
Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:
- Фаза планирования
1) постановка цели на бюджетный период
2) сбор информации для разработки проекта бюджета
3) анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета
4) оценка проекта бюджета и при необходимости его корректировка
5) утверждение бюджета
- Фаза исполнения
6) исполнение бюджета и текущая корректировка показателей
7) текущий и итоговый анализ отклонений
- Фаза завершения
8) представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей предприятия за отчетный период
9) выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и создание будущих бюджетов
- Фаза планирования
- Постановка цели – руководитель предприятия
- Сбор информации – маркетинговые, технологические и экономические службы предприятия
- Анализ и обобщение информации - руководители технологических служб
- Оценка проекта бюджета – бюджетный комитет (администрация предприятия, руководитель)
- Утверждение бюджета – руководитель предприятия
- Фаза исполнения
- текущая корректировка - руководители ЦО и экономические службы
- текущий и итоговый анализ – руководители ЦО и экономические службы
- Фаза завершения
- Представление отчета – администрация предприятия или бюджетный комитет
- выработка рекомендаций – бюджетный комитет