Государство как заемщик.

Государство получает кредит, если у него возник бюджетный дефицит или есть инвестиционные проекты, на которые отсутствуют средства. Бюджетный дефицит также считается обоснованным тогда, когда он возникает с капитальным строительством государства, т.е. это не текущие нужды, а нужды инвестиционного характера. Поэтому вся сумма государственного долга не должна превышать объем государственных капитальных вложений. Очень важно сопоставить эффективность капительных вложений с уровнем платы за кредит. Государство может получить кредит на внутреннем и на внешнем (международном) рынке. Основной способ заимствований на внутреннем рынке - выпуск государственных ценных бумаг с разными сроками гашения. Покупателями этих бумаг может быть население, предприятия, но основные держатели -коммерческие банки. Обычно государственные ценные бумаги не приносят большого дохода, но банки их приобретают, т.к. они надёжные и с их помощью решают свои проблемы ликвидности, т.к. их можно легко и быстро продать. На внешнем рынке государство может выпускать евро-облигации, может получать кредит у правительств других стран, но эти кредиты чаще всего связанны с поставками товаров. Правительство может получать кредиты у международных финансовых организаций: МВФ, МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития). МВФ предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты..

Необходимость госкредита очевидна, т.к. уровень бюджета ограничен уровнем налогообложения, а у государства потребности не ограничены и государство добровольно берет кредит, т.е. это способ, дополняющий налогообложение с целью пополнить бюджетный фонд. Привлечение средств происходит на основе срочности, платности, возвратности. Выплаты кредита и процентов по нему за счет бюджетных средств того уровня, который взял этот кредит.

Государство в роли кредитора: из бюджета могут быть предоставлены кредиты правительствам других стран, отдельным очень важным отраслям. Но перечень отраслей, размер % ставки должны быть определены при принятии закона о бюджете. Могут быть предоставлены кредиты из вышестоящего бюджета в нижестоящий, они обычно предоставляются сроком до 1 года и их назначение в покрытии кассового разрывов, который может быть из-за неравномерности поступления доходов и осуществления расходов. Государство должно заботиться об обеспечении возвратности предоставленных кредитов.

В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. Выступая в качестве кредитора, государство направляет свои кредиты (в том числе и на льготных условиях) в те отрасли экономики, развитие которых по каким-либо причинам особо стимулируется правительством, или же в социально значимые отрасли, не имеющие достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала

Государство как гарант.

Госгарантии – косвенная форма госкредитования.

Госгарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Россия-гарант (ее субъект, МО) дает письменные обязательства отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами. Гарант несет полную ответственность дополнительно к ответственности должника. Гарантии могут предоставляться на конкурсной основе, срок гарантии = сроку обязательства, объем гарантии входит в состав госдолга.

Госгарантии являются средством стимулирования инвестиционной активности, расширяют возможности инвестиционного финансирования.

Гарантии бывают:

1. Выданные за счет средств Бюджета развития на конкурсной основе под инвестиционные проекты юр. лиц

2. Выдаются вышестоящими органами власти под эмиссию ценных бумаг нижестоящих

3. Государство гарантирует вклады населения в Сбербанк и в органы Госстраха, осуществленные до 1991 г.