Конкретные формы организации учебного процесса.

Общие и конкретные формы обучения.

Общие формы организации учебной работы:

1.Фронтальное обучение.

Предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими целями и задачами.

2. Групповое обучение.

Подразделяется на формы:

звеньевые (учебная деятельность осуществляется в постоян­ных группах учащихся);

бригадные (временные группы, сформированные для вы­полнения конкретных заданий);

кооперативно-групповые (класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет часть общего задания);

дифференцированно-групповые (постоянные и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных воз­можностей).

3. Индивидуальное обучение.

Осуществляется в рамках как фронтальной, так и групповой форм работы на уроке. Самостоятельное выполнение учащимся задания, одинакового для всего класса. Если в процесс включа­ется учитель, то такая организационная форма учебной работы в классе называется индивидуализированной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, гувернерство, консультации, самообучение и т. п.).

Коллективная форма обучения — это работа по типу фронталь­ной, однако с тем отличием, что учащиеся класса рассматрива­ются как целостный коллектив со своими лидерами и изолиро­ванными учениками, с особенностями межличностного взаимо­действия учащихся.

Парное обучение-основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать проблему, задачу и осуществлять взаимообучение и контроль. При этом пары меня­ются в определенной системе и последовательности, что позво­ляет соединить парную форму обучения с коллективной и с формой работы со сменным составом учеников, которая предполага­ет замену старших учащихся младшими, успевающих, успешных неуспевающими.

Репетиторство - наиболее распространенная форма индивидуальных заня­тий. Чаще всего репетитор гото­вит ученика к сдаче зачетов и экзаменов (школьных, вступитель­ных в вузы). Основой данной формы занятий является интен­сивное освоение знаний и умений, а также системы требований к их уровню. Задача личностного и творческого развития уча­щихся в данном случае не выдвигается.

Тьюторство и менторство более распространены сегодня за ру­бежом. Эти формы способны обеспечить продуктивную образо­вательную деятельность ученика одновременно с его индивиду­альной образовательной траекторией. Тьютор — это научный руководитель учащегося, который учит его творческому решению учебных задач. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих недель, дней науки. Ментор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, чего невоз­можно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказыва­ет ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных про­ектов, знакомит его с реальными профессиональными сферами, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Лекционно-семинарская система — это разновидность коллективно-групповой формы обучения. Наиболее ши­роко используется в системе профессионального образования. Однако ее достоинства могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (пример — школы с углублен­ным изучением предметов). Школьная лекция — форма обучения, при которой учитель, из­лагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. На школьной лекции учащиеся выступают не пассивными слушате­лями, а осуществляют под руководством учителя познавательное движение. Типы лекций в современной школе: инструктивные, лекция-диалог, лекция — научное исследование и методологиче­ская лекция, историческая, обобщающая и пр. Семинар — форма занятия, которая предусматривает создание учащимися совместного образовательного продукта в результате коллективной, групповой коммуникации. Семинар отличается от других видов занятий повышенной активностью учащихся, самостоятельностью мышления, проявлением различных коммуникативно-деятельностных и организационных качеств лично­сти школьников. По способу и характеру проведения различают вводные, об­зорные, поисковые семинары, «круглые столы», «мозговые ата­ки», семинары — деловые игры и др.

Классно-урочная система обучения.

Возникла в ХУ—ХУI вв. Теоретически была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время, претерпев значительную модификацию, является преобладающей в школах мира уже более 350 лет.

Признаки классно-урочной системы обучения:

• учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

· класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

· основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

· урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

· работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены между уроками-это тоже признаки классно-урочной системы.

Преимущества классно-урочной системы: дает возможность использовать в ее рамках другие элементы образовательно-воспитательной системы; обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы; экономически рациональна и выгодна, особенно по сравнению с индивидуальной; позволяет использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого ученика; обеспечивает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеклассной, внешкольной) работы; дает возможность обеспечить органическое сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Недостатки классно-урочной системы: опора на «среднего» ученика создает трудности для слабого ученика и задерживает развитие способностей более сильных, талантливых детей; трудности учета индивидуальных способностей учащихся, их особенностей развития; не обеспечивается организованное общение старших учеников с младшими; навязывается одинаковый темп и ритм работы,