Обеспечение контроля рабочего процесса.

Документарное (нормативное) обеспечение.

1. Необходимо определить сам порядок осуществления контроля, а именно:

- должны быть четко установлены полномочия и права контролеров и проверяемых, в том числе регламентированы действия по передаче документов, порядку работы с ними и пр.;

- необходим четкий перечень документов, применяемых при осуществлении контроля (в том числе обеспечивающие документы: приказ о проведении проверки, уведомление о проведении проверки и т.п.);

- нужно четко определить, какие документы и сведения необходимы для того, чтобы по результатам проверки у контролеров сложилось ясное и объективное представление не только о допущенных нарушениях, но самое главное - о причинах, приведших к ним.

2. Необходимо обеспечить единство подходов при осуществлении контроля, а именно:

- детально определить все этапы процедур контроля в ходе размещения заказов, в том числе детально прописать всю последовательность действий;

- обеспечить единые и юридически выверенные формулировки в документах, составляемых в ходе такой работы.

3. Необходимо обеспечить регулярный мониторинг деятельности заказчиков, который, по сути, будет являться текущим контролем и даст возможность:

- анализировать расчет и обоснование цены предполагаемой закупки, который производится на этапе планирования бюджетов закупок;

- проконтролировать своевременность заключения контрактов, соответствие условий контракта условиям документаций и заявок;

- организовать систематизированный процесс плановых проверок.

4. Необходимо оценивать саму эффективность осуществления контроля, которая позволит:

- вести систематический анализ деятельности по контролю;

- своевременно выявлять нарушения при осуществлении контрольной деятельности;

- обобщать опыт осуществления контрольной деятельности.

Немаловажным элементом контроля за деятельностью по размещению заказов является оценка эффективности самого контроля, ведь только формальное осуществление контроля за процедурами закупок не позволяет достичь целей законодательства по размещению заказов: эффективного расходования бюджетных средств, расширения возможностей для участия потенциальных поставщиков, пресечения коррупции и др.

Работу в области контроля нельзя назвать эффективной по ряду как объективных, так и субъективных причин. Источником данных причин является, как уже говорилось, в первую очередь отсутствие систематизированного и последовательного контроля всей процедуры размещения заказа от этапа планирования до момента исполнения обязательств, включая постоянный текущий (профилактический) контроль. В ходе изучения существующей в настоящее время системы контроля было выявлено несколько ключевых этапов, на которых у контролирующих органов возникают затруднения:

1. Контролирующие органы не в состоянии анализировать расчет и обоснование цены предполагаемых закупок, который производится на этапе планирования бюджетов закупок.

2. Как следствие, на этапе закупки невозможно проконтролировать создание условий для обеспечения справедливости, открытости и высокой конкуренции, которые будет способствовать получению оптимальных цен.

3. Невозможно своевременно проконтролировать соответствие требования законодательства сопроводительных документов (извещений, документаций, разъяснений, протоколов) по причине отсутствия самого механизма подобного контроля, закрепленного в нормативном правовом акте, зачастую - отсутствия планов-графиков закупок.

4. Невозможно своевременно проконтролировать своевременность заключения контрактов, соответствие условий контракта условиям документаций и заявок. В первую очередь это вызвано процедурой представления в уполномоченные на ведение реестра органы сведений о заключенных государственных контрактах, а именно непредставлением оригиналов и копий документов, содержащих информацию, указанную в представленных сведениях для регистрации.

5. Невозможно организовать систематизированный процесс плановых проверок по причине того, что существующие параметры информационного обеспечения не позволяют осуществлять оперативный и качественный мониторинг закупок, комплексный анализ размещения заказов, оценку эффективности планирования, размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов.

6. Невозможно оценить саму эффективность осуществления контроля по причине отсутствия единого подхода к самой организации контрольных мероприятий. При поступлении информации (жалобы) должным образом проверить, возможно, лишь ту закупку, которая собственно явилась причиной обжалования. Отсутствие единых подходов, методологии осуществления контроля не позволяет провести комплексный анализ и даже вывить как сопутствующие нарушения, так и сами причины нарушений.