Этапы информационного мира.

Информационный мир.

Современный мир нередко называют информационным миром. В самом деле, утром мы включаем радио, чтобы услышать последние известия, прогноз погоды, новости культуры и т.д. – иными словами, чтобы получить информацию. Большинство людей уже с трудом представляют себе жизнь без ежедневных телевизионных информационных программ. Много полезной информации можно почерпнуть из печатных изданий. За относительно короткий период времени информационная нагрузка на каждого человека значительно увеличилась. Все больше людей в обществе заняты работой с информацией. Информация позволяет человеку познавать мир. Без информации не может развиваться экономика. На основе полученной информации государственные учреждения принимают различные решения. Исходя из этого, под информационным обществом будем понимать такое общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационная инфраструктура включает в себя совокупность информационных ресурсов, средств доступа к тем ресурсам, создание и функционирование сервисных служб, служб эксплуатации информационных систем и многое другое.

Информационная инфраструктура становится такой же неотъемлемой составляющей инфраструктурой государства, как транспорт, связь, энерго-, водо- и газоснабжении. Индустрия информатизации и информационных услуг стала одной из наиболее динамично развивающихся областей мировой экономики. Информационная инфраструктура, информационные ресурсы стали ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство.

Вопрос.

Правильно ли утверждение, что информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в стране, всей системы государственного управления.

- Да

 

Возможности распространения информации всегда зависели от исторической эпохи. С этой точки зрения можно выделить несколько этапов в развитии человечества.

1. Начальный этап информационного развития человечества.

До появления письменности общение между группами людей, живущими в различных местностях, было затруднено. Информация, накопленный опыт и знания передавались при непосредственном общении от одного человека к другому. Чтобы передать сообщение на дальнее расстояние, человеку приходилось самому отправляться в путь или посылать гонца, заучивавшего послание наизусть. Вывод: на начальном этапе развития информация передавалась из уст в уста.

2. Письменность.

Второй этап информационного развития человечества связан с появлением письменности. Теперь можно было с помощью рукописных книг передавать потомкам свои знания, а также записывать историю жизни отдельных личностей или народа – летописи. Таким образом, появился новый носитель информации, который мог хранить ее долгие годы. Однако воспользоваться письменным способом хранения и передачи информации могли лишь немногие, поскольку грамотных людей было еще мало. Большинство книг существовало в одном экземпляре. Книги хранились, как правило, в монастырях или редких библиотеках.

3. Счет.

Простые счетные приборы для решения вычислительных задач использовались человечеством вплоть до появления ЭВМ.

4. логика

Постижение смысла информации, древние греки связывали с термином «логос» (речь, рассуждение, разум, смысл). От него происходит наука «логика» - ход рассуждений, умозаключений, позволяющий оперировать накопленными знаниями. Начало логике как науке положил Аристотель. Он построил совершенную систему рассуждения, адекватно отображающую сущность взаимосвязей между объектами реальности и раскрывающую механизм логики естественного языка

5. Книгопечатание.

С появлением книгопечатания в 15 веке началась настоящая культурная революция. Это событие связывают с именем Иоганна Гуттенберга, немецкого изобретателя книгопечатания. Впервые стало возможно достаточно дешево и эффективно изготавливать книги в большом количестве экземпляров, так что их могли приобрести даже отдельные самостоятельные люди. Возрастает число грамотных людей. Тиражирование сопровождается и отрицательными последствиями – появилось много книг низкого качества. Резко обозначилось противоречие между возросшим объемом печатной продукции и возможностями человека найти интересующую его информацию. Стали говорить об «информационном взрыве» и его последствиях.

Вопрос.

Первая культурная революция – это

- Книгопечатанье

 

Электронная информация.

Качественно новые возможности в работе с информацией появились в середине XX века, в связи с развитием электронных вычислительных машин, которые вначале использовались только для проведения вычислений. После того как в компьютеры научились вводить текстовую и другие виды информации да еще снабжать ее специальными признаками-метками, позволяющими быстро (по сравнению с возможностями человека) находить нужную информацию в автоматическом режиме, наступил новый этап в развитии человечества.

Информацию, которая хранится в электронном виде, стали называть электронной информацией. Ее хранение, обработка и поиск может осуществляться с большой скоростью и часто без участия человека. Многократное повышение скорости обработки информации является одним из важнейших признаков современного информационного мира.

Компьютеры по-прежнему используются для вычислений, но их массовое использование связано с переработкой информации. Радио и телевидение ускорили распространение информации, но не дали полноценной обратной связи. С помощью современных информационных технологий человек может работать с источниками информации практически в диалоговом режиме.

С появлением ЭВМ связывают вторую культурную революцию. Ее характерными чертами являются новые методы сбора, организации, хранения и доступа к информации. Если раньше понятие общей грамотности человека включало умение читать, писать и считать, то сейчас в это понятие стали включать и компьютерную грамотность и говорят об информационной культуре человека. Первая культурная революция вызвала появление большого числа грамотных людей, вторая – приводит к появлению большого числа людей, овладевших информационной культурой.

Теперь стало необходимым создать ряд централизованных хранилищ электронной информации, называемых глобальными базами данных, базами знаний, электронными библиотеками и т.д. Доступ к ним возможен двумя основными способами:

Первый способ представляет собой доступ к информации с помощью компьютера с использованием специальных линий связи (телекоммуникаций) непосредственно из того места, где вы находитесь.

Второй способ – это тиражирование наиболее часто запрашиваемой информации на носителях электронной информации и физический перенос их без использования телекоммуникаций непосредственно на компьютер пользователя.

В мире существуют высокоскоростные сети передачи данных, которые дают возможность человеку для передачи электронной аудио-, видео- и текстовой информации с необходимой скоростью.

Вопрос.

Характерной чертой второй культурной революции является
-Хранение её в эл. Виде.

 

Информационные ресурсы.

На заре развития человечества в каждом племени самыми почитаемыми людьми были старейшины, которые хранили знания и секреты племени, знали больше других, передавали свои знания и умения молодежи. В наше время таким «коллективным разумом» становится централизованное хранилище информации. Создание глобальных баз данных и знаний стоит дорого и требует многократной проверки поступающей в них информации, определения ее достоверности и многого другого. Современное понятие об информационных ресурсах связано с электронными документами, компьютерным представлением баз данных, баз знаний, алгоритмов программ, которые могут быть использованы при решении задач. Для того чтобы общество могло эффективно создавать новые и использовать уже имеющиеся информационные ресурсы, необходимо наличие развитой информационной инфраструктуры. В свою очередь, само общество также должно быть готово к использованию информационных ресурсов и инфраструктуры для успешного решения стоящих перед ним задач и создания новых продуктов. Для этого необходимо умело использовать компьютер как обычное орудие труда, знать и умело применять информационные технологии.

Вопрос.

Назовите критерии оценки могущества государства
-Инф. данные