Выбор предприятием методики и техники учета.
Раскрытие УПП, ее изменение.
Понятие, формирование УПП.
Используемая литература:
Нормативная литература:
1. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ (с изменениями на 23.07.98г.)
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Р. Ф. от 29.07.98 г. №34-н (в ред. от 24.03.2000 г. №31-н.)
3. ПБУ 1/98 от 9.12.98 №60-н "Учетная политика организации"
4. ПБУ 4/99 от 6.07.99 №43-н "Бухгалтерская отчетность организации"
5. ПБУ 9/99 от 6.05.99 №32-н "Доходы организации"
6. ПБУ 10/99 от 6.05.99 №33-н "Расходы организации"
7. План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 г. №94-Н
Основная и дополнительная литература:
- Л.А. Крятова, Х.Х. Эргашева «Бухгалтерский учёт – основы теории», М., «Маркетинг», 2000г.
- Ю.А. Бабаев «Бухгалтерский учёт», М., «ЮНИТИ», 2001г.
- П.С. Безруких «бухгалтерский учёт», М., «Бухгалтерский учёт», 2001г.
- .Е.П. Козлова «Бухгалтерский учёт в промышленности», М., «Финансы и статистика», 2001г.
- Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», М., «ИНФРА – М», 2002г.
- Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», М., «ИНФРА – М», 2003г.
- Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина «Бухгалтерский Учёт на предприятиях различных форм собственности», Москва – Санкт – Петербург, «Герда», 2002г.
Тезисы лекций.
1. УПП – это выбранная самой организацией совокупность методических способов ведения бухгалтерского учета.
УП дает возможность:
- Определять порядок и способы получения отчетных данных;
- Проанализировать данные отчетности в динамике;
- Своевременно получать данные о существующих изменениях данных в деятельности предприятия.
Задачи УПП:
- обеспечение равномерности полученных доходов;
- обеспечение возможности выбора хозяйственным субъектам, таких способов ведения учета, которые дадут возможность исключить резкие всплески и падение финансовых результатов.
На выбор учетной политики влияет целый ряд факторов, зависящих и не зависящих от хозяйствования субъекта.
Факторы, зависящие от хозяйствования субъекта:
- сфера деятельности
- долгосрочность контрактов
- величина организаций
- квалификация персонала
- организационные способности
- технологические особенности
- правовой статус
- долгосрочность целей
- характер закрепления целей
Факторы, НЕ зависящие от хозяйствования субъекта:
- налоговая политика
- валютная политика
- наличие льгот
- свобода в ценообразовании
Организации сами разрабатывают УП, руководствуясь ПБУ №1/98 – УПП. Данная ПБУ позволяет независимо от форм собственности выбирать способ ведения учета.
УП составляется на 5 лет, но может быть изменена, по окончании отчетного года.
Изменение УПП, если:
- при смене собственника;
- при реорганизации;
- изменения в законодательстве, нормативах, регулирующих БУ;
- при внедрении новых методов БУ.
Учетная политика оформляется приказом и обязательна для исполнения всеми подразделениями организации. В этом документе все вопросы должны быть расположены в 2-х аспектах – техническом и методическом.
- Технические аспекты управления предприятием являются:
- Организация работы бухгалтерии – определение статуса бухгалтерской службы в системе управления; организационная форма службы; порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности, состав учетных подразделений и их взаимодействие с другими службами;
- Форма б/у, исходя из специфики;
- Рабочий план счетов, разработка единого плана счетов, учитывая специфику конкретного предприятия;
- Система внутреннего учета и контроля – состав, формы и периодичность составления отчетности, график документооборота, персональная ответственность работников, порядок использования бланков строгой отчетности;
- Инвентаризация – порядок и сроки;
- Отчетность – объем, сроки и адреса представления отчетности;
- Аудит – вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.
- Методические аспекты – это выбор альтернативных вариантов ведения учета:
- Метод начисления амортизации (амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется по этому методу, также все они, установленные самой организацией).
Раздел №2: «Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций».
Лекция 1. «Учет кассовых операций» (2 часа)
План лекции:
Понятие денежных средств, расчетных и кредитных операций. Назначение наличных денег в кассе.