Выбор предприятием методики и техники учета.

Раскрытие УПП, ее изменение.

Понятие, формирование УПП.

Используемая литература:

Нормативная литература:

1. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ (с изменениями на 23.07.98г.)

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Р. Ф. от 29.07.98 г. №34-н (в ред. от 24.03.2000 г. №31-н.)

3. ПБУ 1/98 от 9.12.98 №60-н "Учетная политика организации"

4. ПБУ 4/99 от 6.07.99 №43-н "Бухгалтерская отчетность организации"

5. ПБУ 9/99 от 6.05.99 №32-н "Доходы организации"

6. ПБУ 10/99 от 6.05.99 №33-н "Расходы организации"

7. План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 г. №94-Н

Основная и дополнительная литература:

  1. Л.А. Крятова, Х.Х. Эргашева «Бухгалтерский учёт – основы теории», М., «Маркетинг», 2000г.
  2. Ю.А. Бабаев «Бухгалтерский учёт», М., «ЮНИТИ», 2001г.
  3. П.С. Безруких «бухгалтерский учёт», М., «Бухгалтерский учёт», 2001г.
  4. .Е.П. Козлова «Бухгалтерский учёт в промышленности», М., «Финансы и статистика», 2001г.
  5. Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», М., «ИНФРА – М», 2002г.
  6. Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», М., «ИНФРА – М», 2003г.
  7. Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина «Бухгалтерский Учёт на предприятиях различных форм собственности», Москва – Санкт – Петербург, «Герда», 2002г.

Тезисы лекций.

1. УПП – это выбранная самой организацией совокупность методических способов ведения бухгалтерского учета.

УП дает возможность:

  • Определять порядок и способы получения отчетных данных;
  • Проанализировать данные отчетности в динамике;
  • Своевременно получать данные о существующих изменениях данных в деятельности предприятия.

Задачи УПП:

    1. обеспечение равномерности полученных доходов;
    2. обеспечение возможности выбора хозяйственным субъектам, таких способов ведения учета, которые дадут возможность исключить резкие всплески и падение финансовых результатов.

На выбор учетной политики влияет целый ряд факторов, зависящих и не зависящих от хозяйствования субъекта.

Факторы, зависящие от хозяйствования субъекта:

  1. сфера деятельности
  2. долгосрочность контрактов
  3. величина организаций
  4. квалификация персонала
  5. организационные способности
  6. технологические особенности
  7. правовой статус
  8. долгосрочность целей
  9. характер закрепления целей

Факторы, НЕ зависящие от хозяйствования субъекта:

  1. налоговая политика
  2. валютная политика
  3. наличие льгот
  4. свобода в ценообразовании

Организации сами разрабатывают УП, руководствуясь ПБУ №1/98 – УПП. Данная ПБУ позволяет независимо от форм собственности выбирать способ ведения учета.

УП составляется на 5 лет, но может быть изменена, по окончании отчетного года.

Изменение УПП, если:

  1. при смене собственника;
  2. при реорганизации;
  3. изменения в законодательстве, нормативах, регулирующих БУ;
  4. при внедрении новых методов БУ.

Учетная политика оформляется приказом и обязательна для исполнения всеми подразделениями организации. В этом документе все вопросы должны быть расположены в 2-х аспектах – техническом и методическом.

  1. Технические аспекты управления предприятием являются:
    • Организация работы бухгалтерии – определение статуса бухгалтерской службы в системе управления; организационная форма службы; порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности, состав учетных подразделений и их взаимодействие с другими службами;
    • Форма б/у, исходя из специфики;
    • Рабочий план счетов, разработка единого плана счетов, учитывая специфику конкретного предприятия;
    • Система внутреннего учета и контроля – состав, формы и периодичность составления отчетности, график документооборота, персональная ответственность работников, порядок использования бланков строгой отчетности;
    • Инвентаризация – порядок и сроки;
    • Отчетность – объем, сроки и адреса представления отчетности;
    • Аудит – вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.
  2. Методические аспекты – это выбор альтернативных вариантов ведения учета:
  • Метод начисления амортизации (амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется по этому методу, также все они, установленные самой организацией).

Раздел №2: «Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций».

Лекция 1. «Учет кассовых операций» (2 часа)

План лекции:

Понятие денежных средств, расчетных и кредитных операций. Назначение наличных денег в кассе.