Информация и ее свойства.

Основные понятия информационных технологий в экономике и управлении.

Роль информации в функционировании экономических систем.

Заключение (10 мин.)

1) Процессы, протекающие в однофазных цепях переменного тока со смешанным последовательным соединением приемников, характеризуются появлением понятий полного сопротивления, полной мощности, треугольников сопротивлений и мощностей, повторяющих треугольник напряжений. В них также необходимо учитывать взаимные фазовые сдвиги напряжений и токов. Умение анализировать однофазные цепи со смешанным соединением резисторов является важным при изучении трехфазных цепей, принципа действия и устройства электрических машин.

2) Для расчета параллельного соединения приемников используется метод проводимостей.

3) При резонансном режиме работы цепи, содержащей приемники различного характера, ее сопротивление является чисто активным. Различают резонансы токов и напряжений, которые используются в радиотехнике и повышения коэффициента мощности.

3) От значения коэффициента мощности зависят эф­фективность использования электрических установок и, следовательно, капитальные и эксплуатационные расходы. Для его повышения необходимо правильно выбирать оборудование и условия его эксплуатации.

 

К следующему занятию курсанты должны:

1) знать:

v условия возникновения и признаки резонансов тока и напряжения;

v понятие коэффициента мощности и способы его повышения.

2) уметь:

v использовать законы Ома, Кирхгофа и метод проводимостей для расчета параметров однофазных цепей переменного тока с последовательным и параллельным соединением приемников;

v строить векторные диаграммы электрических цепей с различным характером приемников и при резонансе токов и напряжений.

3) владетьметодами анализа и расчета однофазных разветвленных и неразветвленных цепей со смешанным соединением приемников.

Задание на самоподготовку:изучить методику применения законов Кирхгофа для расчета цепей переменного тока.

 

Лекцию подготовила доцент кафедры ПБвЭ

старший лейтенант внутренней службы

________________М.Г. Контобойцева

 

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № __ от «____»____________2011 г.

 

Начальник кафедры ПБвЭ

полковник внутренней службы

_______________ И.Г. Сафронова

«___» ___________ 2011 г.

Сообщение – форма предоставления информации в виде речи, текста, изображения, шифра, графика.

Деятельность людей, групп, коллективов, и организаций зависит от информированности и от эффективного использования этой информации. Для этого нужна большая работа по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Чтобы отыскать рациональное решение в любой сфере требуется обработка больших объемов информации , что невозможно без привлечения специальных технических средств.

Информация – отражение реального мира с помощью сообщения.

Информация- сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Данные– могут рассматриваться как признаки, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если данные используются, то это информация.

При работе с информацией всегда есть ее источник и потребитель.

 

Информационные коммуникации – пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю.

 

Схема информационного обмена.

 

Источник информации Канал связи Получатель информации
 
Сообщение


Среда для звуковых волн - воздух , лист бумаги с текстом – для письменной передачи.

Субъективное восприятие информация осуществляется через набор ее свойств: важность, своевременность, достоверность (см. последующие лекции).

Для успешной работы и достижений поставленных целей предпринимателю нужна информация: о других производителях, возможных потребителях, о поставщиках сырья, о комплектующих, о современных технологиях, о ценах, положение на товарных рынках, общеэкономической и политической конъюнктурах в РФ и в мире..

Конъюнктура – (от лат. - Связь). Дать определение общеэкономической К-ры.!!! - 1)Совокупность условий, влияющих на что то, обстановка ,ситуация.

- 2)Совокупность условий, определяющая положение товарного хозяйства в экономике.

Информационные технологии – вся совокупность методов и средств информационной деятельности.

– планирование, продолжительные учения, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений. Public Relations.

Информационное общество (постиндустриальное) – новый тип общества, следующий за индустриальным, в котором работающие заняты производством, хранением, переработкой или реализацией информации. Для нашего общества выходит на первый план информация: передача новых знаний, технических и научных идей.

Переход к информационному обществу и внедрение информационных технологий возможно благодаря прогрессу в области вычислительной техники, телекоммуникаций.

Плюсы: Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

1) Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную отрасль деятельности.

2) Сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг.

3) Образовать базы данных, ресурсов, регионов, государств, к которым можно осуществлять не дорогой доступ.

4)Повысить оперативность принимаемых решений на фирмах в текущий момент.

Возникают большие потоки информации из-за:

1)Быстрого роста презентаций, отчетов.

2)Роста числа изданий в разных областях человеческой деятельности

Минусы: в итоге наступает информационный кризис (см. лекцию выше).

Информационный кризис – сложный социально-экономический процесс.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей граждан на основе использования информационных ресурсов.

 

 

Характерной особенностью информации, отличающей ее от других объектов природы и общества, является то, что на свойства информации влияют свойства данных, составляющих ее содержательную часть, и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационногопроцесса.

Информация обладает множеством свойств. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики и педагогики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность информации.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности является относительным, так как методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.

Полнотаинформации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важное значение здесь имеют:

· правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

· обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации нередко приводит к существенным ее погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, то есть

,

где Ic – количество семантической информации,

Vд – объем данных.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

Приведем классификацию информации, данную С.А. Бешенковым и Е.А. Ракитиной [3, с. 43]:

1. По способу восприятия:

· визуальная,

· аудиальная,

· обонятельная,

· вкусовая,

· тактильная.

2. По степени значимости:

· личная,

· специальная,

· общественная.

Личная – это знания, опыт, интуиция, умения, планы, прогнозы, эмоции, чувства, наследственная память конкретного человека. Специальнаяделится на научную, производственную, техническую, управленческую. Общественнаявключает в себя общественно-политическую, научно-популярную, обыденную, эстетическую.

3. По форме представления:

· текстовая,

· числовая,

· графическая,

· звуковая.

4. По способам (субъектам) обмена:

· социальная,

· техническая,

· биологическая,

· генетическая.

Другой вариант классификации информации:

· по сфере применения информации (экономическая, географическая, социологическая и пр.);

· по характеру источников информации (первичная, вторичная, обобщающая и пр.);

· по характеру носителя информации (информация, «зашифрованная» в молекулах ДНК или в длинах световых волн, информация на бумажном или магнитном носителе и пр.).

В зависимости от типа носителя различают следующие виды информации [1, с. 51]:

· документальную;

· акустическую (речевую);

· телекоммуникационную.

Документальная информация представляется в графическом или буквенно-цифровом виде на бумаге, а также в электронном виде на магнитных и других носителях.

Речевая информация возникает в ходе ведения разговоров, а также при работе систем звукоусиления и звуковоспроизведения. Носителем речевой информации являются звуковые колебания в диапазоне частот от 200…300 Гц до 4…6 кГц.

Телекоммуникационная информация циркулирует в технических средствах обработки и хранения информации, а также в каналах связи при ее передаче.

Носителем информации при ее обработке техническими средствами и передаче по проводным каналам связи является электрический ток, а при передаче по радио- и оптическому каналам – электромагнитные волны.

Источник информации может вырабатывать непрерывное сообщение (сигнал), в этом случае информация называется непрерывной, или дискретной – информация называется дискретной.

Например, сигналы, передаваемые по радио и телевидению, а также используемые в магнитной записи, имеют форму непрерывных, быстро изменяющихся во времени зависимостей. Такие сигналы называются непрерывными, или аналоговыми сигналами. В противоположность этому в телеграфии и вычислительной технике сигналы имеют импульсную форму и называются дискретными сигналами.

Сравнивая непрерывную и дискретную формы представления информации, нетрудно заметить, что при использовании непрерывной формы для создания вычислительной машины потребуется меньшее число устройств (каждая величина представляется одним, а не несколькими сигналами), но эти устройства будут сложнее (они должны различать значительно большее число состояний сигнала).

Информация, циркулирующая в обществе, требует специальных средств и методов обработки, хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплиныкибернетика, бионика, робототехника и другие, имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.

Существует три подхода к измерению информации:

I подход. – Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна).

II подход. – Технический или объемный (информация как сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, перерабатываемые и обрабатываемые с помощью технических устройств).

В вычислительной технике применяются две стандартные единицы измерения информации: бит и байт. Поскольку компьютер предназначен для обработки больших объемов информации, то используют производные единицы – килобайт (Кб), мегабайт (Мб), гигабайт (Гб). Обычно приставка «кило» означает тысячу, а приставка «мега» - миллион. Но в вычислительной технике осуществляется привязка к принятой двоичной системе кодирования.

В силу этого один килобайт равен не 1000 байтов, а 210 = 1024 байта.

Аналогично, 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб = 220 байтов = 1 048 576 байтов.

1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб = 220 Кб = 230 байтов = 1 073 741 824 байта.

III подход. – Вероятностный. Измерение информации в теории информации (информация как снятая неопределенность).