Стандартные модули Турбо Паскаля.

В ТР имеется большое количество стандартных подпрограмм и данных, объединенных в стандартные модули. Были разработаны 8 модулей: в ТР 4.0 -> SYSTEM, DOS, TURBO 3, GRAPH 3, PRINTER, CRT, GRAPH, OVERLAY; в TP 7.0 -> WINDOS, Strings.

Модули GRAPH, TURBO 3 и GRAPH 3 находятся в одноименных tpu-файлах, остальные входят в состав библиотечного файла (расширение tpl).Лишь один модуль SYSTEM подключается к любой программе автоматически, остальные становятся ей доступными, только после указания их в USES. Большинство стандартных модулей оперируют глобальными переменными, которые размещаются в том же сегменте памяти, что и глобальный параметр самой Паскаль программы. Диапазон требуемой памяти: от 20 до 1050 байт.

SISTEM является основной библиотекой среды ТР. В него входят все предопределенные стандартные процедуры и функции стандартного Паскаля, а также дополнительных подпрограмм, позволяющие выполнять разнообразные действия общего назначения. Управление вводом/выводом, работа со строками, статической, динамической памятью и т.д.

DOS содержит процедуры и функции, открывающие доступ Паскаль программе к тем возможностям и средствам операционной системы MSDOS, которые не предусмотрены в стандарте языка Паскаль.

WinDOS реализует все возможности модуля DOS, а также дополнительно поддерживает использование ASCIIZ-строк (PChar-тип -> String).

Strings позволяет работать с ASCIIZ-строками.

TURBO 3 и GRAPH 3 обеспечивали совместимость с программой, написанными в терминах среды ранней версии ТР 3.0.

PRINTER обеспечивает вывод на системное устройство печати (PRN), определяет файловую переменную LST (типа текст), которая связывается с принтером PRN. После подключения модуля PRINTER в программе пользователя, ее можно сразу использовать в процедуре WRITE и WRITELN (без ASSIGN, REWRITE, RESET и CLOSE).

CRT содержит 20 подпрограмм, управление текстом вывода на экран монитора, работая с клавиатурой и звуковым генератором компьютера.

Clear Screen (Clr Scr) – оператор обращения процедуры на очистку экрана.

CRT позволяет работать не только со всем экраном, но и выделять в нем прямоугольные окна.

OVERLAY предназначен (своими подпрограммами) для создания программ с перекрытиями или оверлейных программ, загружаемых и перезагружаемых в оперативную память компьютера отдельными частями (секциями) оформляемыми в виде отдельных модулей ТР.

Оверлей – это такой способ использования оперативной памяти для размещения кода программы, когда в один и тот же участок памяти, называемый оверлейным буфером, попеременно (по мере необходимости) загружаются различные оверлейные, т.е. перекрывающие модули, при этом все оверлейные модули в готовом к выполнению виде хранятся на диске, а в оперативной памяти в каждый конкретный момент находится основная программа и лишь один активный модуль (если позволяют возможности оперативной памяти).

Главное преимущество программы оверлей: объем оперативной памяти, занимаемый такой программой, определяется длиной основной программы и наибольшего из перекрывающего модуля.

Основной недостаток оверлей: дополнительное время, расходуемое на каждую загрузку оверлейного модуля с диска в оверлейный буфер и как следствие большее время выполнения программы.

GRAPH представляет собой мощную библиотеку подпрограмм (80штук) универсального назначения, позволяющие:

1) Высвечивать на экране изображения точек, линий, дуг, стандартных геометрических фигур (окружностей, эллипсов, любых многоугольников)

2) Выводить текстовую информацию в графическом режиме с использованием различных стандартных шрифтов, размеров, символов и направлений их выдачи

3) Использовать цветной фон, цветные символы, цветные линии и разнообразную штриховку – для большей выразительности экранных изображений

4) Использовать графические окна (как области просмотра графического документа) с выводом информации относительно координат окна и с возможной "отсечкой" элементов изображений выходящих за рамки окна

5) Создавать нестандартное движущееся или мерцающее изображение

6) Запоминать (сохранять и выдавать изображения), работать с несколькими графическими страницами

7) Выбирать один из нескольких возможных режимов функционирования экрана монитора (каждый режим характеризует определенная палитра и количество точек, высвечиваемых на экране)

Адаптер – плата управления монитором. Используются многорежимные адаптеры.

Видео память, размещенная в адаптере, хранит образ экрана - страницу.

Сложную логику, используемую видеопамятью, обеспечивает драйвер – программа, взаимодействующая с адаптером. Работу с графикой обеспечивает модуль GRAPH и один из доступных драйверов.

Файл для всех типов адаптера или файла-драйвера определяется названием адаптера egavga.bgi.

Режим работы определяет: число различимых точек экрана (пиксель) по горизонтали и вертикали, палитру – набор цветов для пикселей (2-256 цветов), число страниц видеопамяти (не для всех). От общего числа пикселей зависит качество изображения (его зернистость).

Если страниц несколько, то только одна из них является видимой и отображается на экране.

Ввиду ограничения объема памяти, увеличение числа пикселей или числа страниц сокращает палитру до двух цветов.

Можно выделить подпрограммы GRAPH:

1) Подпрограммы управления графическим режимом: InitGraph CloseGraph

2) Подпрограммы управления экраном, окном, страницей

3) Подпрограммы управления цветами и шаблонами заполнения

4) Подпрограммы работы с точками

5) Подпрограммы построения графических объектов

6) Подпрограммы управления выводом текста в графическом режиме.