Живопись

Эволюцию живописного портрета проследить сложно, так как подоб­ные изображения почти не сохранились. О развитии древнеримской живописи дают некоторое представление файюмские портреты (I в. до н.э. – IV в. н.э.), названные по месту их обнаружения – некропо­лю оазиса Эль-Файюм в восточной римской провинции Египта. Тех­ника файюмских портретов развивалась под воздействием эллинис­тического, римского и древнеегипетского искусства.

Наиболее ранние файюмские портреты писались на деревянной доске в технике энкаустики (восковой живописи). Они отличались яркой жизненностью образов, объемностью, светотеневой модели­ровкой форм. Художник точно передавал цвет глаз, выразительность лица портретируемого, изображая его голову с поворотом в три чет­верти, фактуру волос и золотое сияние украшений. Ранние файюм­ские портреты близки античным росписям.

В файюмских портретах воспроизводились индивидуальные, возра­стные особенности моделей, а также этнические черты различных на­родов, населявших Египет. Особой привлекательностью обладали жен­ские образы. В изысканном «Портрете молодой женщины» (II в. н.э.) за внешней сдержанностью проступает сильная и яркая личность. К за­мечательным образцам в технике энкаустики относится «Портрет мо­лодого человека с бородкой в золотом венке». Образ прекрасного юноши с огромными глазами поражает одухотворенностью. В «Порт­рете пожилого римлянина» плотные мазки подчеркивают объемность форм осунувшегося лица. Этому способствуют нанесенные на лоб, Щеки и нос блики и глубокая тень под подбородком. Художник передал гармонию насыщенных цветов: темно-золотистые краски лица обогащаются голубыми рефлексами на розовых щеках, удачно допол­няют друг друга белый и голубой цвета одежды.

В поздних файюмских портретах под влиянием местной древнеегипетской традиции живописная манера уступила место более условной графической с фронтальным положением головы. Формы передава­лись плоскостно, контур силуэта стал более четким, использовались локальные цвета. Энкаустика вытеснялась темперой. Художник сосре­доточивал внимание на передаче внутренней, духовной жизни модели. Во взгляде появилась напряженность, предвосхитившая иконные ли­ки Византии.

Древнеримский стиль завершил большой период античной художественной культуры. Разрушенный и разграбленный варварами в IV – VII вв., Рим опустел, но традиции римского искусства продолжа­ли жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли масте­ров Средневековья, Возрождения и классицизма.