Воспитание и занятия с ребенком второго года жизни

ДЕТЕЙ

АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

 

На втором году с целью стимулирования понимания речи следует:

- увеличить число запоминаемых слов (назва­нии, мебели, одежды, животных, птиц, растенийи др., названий частей тела, одежды и т.д.; качества предметов, основных действий);

- укреплять связи между предметами и обозначениями их слова­ми. Развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюёт зернышко»);

- научить выполнять инструкции и поручения взрослого: в первом полугодии состоящие из 1 - 2 действий, во втором полугодии - из не­скольких звеньев («пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси то-то»).

 

С целью стимуляции активной речи необходимо:

- увеличить число произносимых слов на первом полугодии до 30 простых (дай, иди, дядя) и звукоподражании («ав-ав», «би-би»), во вто­ром полугодии - до 300 и более сложных слов, не только существитель­ных и глаголов, но и обозначающих качество предмета и отношение между предметами (наречия, глаголы, прилагательные и т. д.). Приучать употреблять в речи 2-3 сложные фразы и вносить в речь грамматичес­кие изменения;

- совершенствовать подражание звукосочетаниям и словам, учить от­вечать на речь взрослого не только движениями и действиями, но и доступными словами. Вызывать воспроизведение слов, обозначающих знакомые предметы, которые в данное время отсутствуют («где же наш мячик?», «скажи, где же наш мячик?»).

Для развитиядвижения нужно:

- совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ог­раниченной плоскости - по доске, перешагивать через одиночные пре­пятствия, удерживать равновесие), лазанье (учить влезать на стремян­ку, перелезать через бревно, подлезать под скамейкой), бросание (учить бросать мяч в корзину). Во втором полугодии развивать умение бегать. Учить простейшим элементам пляски. Прыгать с высоты дети второго

года жизни не должны из-за особенностей анатомического строения стопы (плоскостопие);

- развивать (во втором полугодии) различные подражательные дви­жения (»как мишка ходит», как зайка бегает»);

- приучать выполнять различные действия, движения по словесно­му предложению, а в конце года даже, по словам (стишки, песенки, сна­чала по одному, а потом и группе детей).

Развитие действий с предметами:

- учите ребёнка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;

- обучайте проделывать с предметами и сю­жетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии - закрывать и от­крывать, снимать и надевать, во втором полуго­дии - наливать жидкость, насыпать песок в про­сторную посуду и т.д.); сюжетная игра на втором году жизни только зарождается (ребёнок воспроизводит отдельные дей­ствия шофёра., продавца и т.д.);

- развивайте умение доводить до конца освоенное действие (напри­мер, собрать всю пирамидку);

- используйте занятия с предметами для развития речи (называть предметы, свойства их, действия с ними).

 

Воспитание навыков при приёме пищи:

- с 1 года 2 мес. давайте ребёнку во время кормления в руку де­сертную или чайную ложку, направляя в рот своей рукой (ребёнок сначала держит ложку в кулачке);

- с 1 года 4-5 мес. побуждайте ребёнка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, лишь помогая ему регулировать движения. Учите самостоятельно пользоваться салфеткой (в 1 год 6 мес. ребёнок ест ложкой любую пищу, но ещё нередко проливает её, пользуется сам салфеткой при напоминании). Тогда к 2 годам ваш малыш будет есть аккуратно, не обливаться, пользоваться салфеткой (без напоминания).

 

Воспитание гигиенических навыков:

- на 2 году жизни ребёнок должен уметь снимать давать ребёнку низко висящее полотенце, потереть руки мылом;

- с 1 года 2-4 мес. следует обращать внимание на грязные руки, лицо, мокрый нос, вызывать отрицательное отношение к грязи (сло­вом, тоном), тотчас вымыть запачканные руки ребёнку, вытереть нос,

добиваться, чтобы ребёнок привыкал быть чистым и впоследствии сам просил вы­мыть его или вытереть.

- С 1 года 6 мес. - необходимо учить

самостоятельно пользоваться носовым

платком, обращая внимание ребёнка на грязный нос и предлагая вытереть его (к 2 годам по мере надобности он сам пользуется платком).

Воспитание навыков одевания и раздевания:

- с 1 года ребёнок может самостоятельно стянуть колготки, са­пожки, кофточку (в 1 год 2-3 мес. ребёнок охотно сам пытается раз­деваться и одеваться);

- с 1 года 6 мес. - снимает и надевает колготки, штанишки;

- с 2-х лет - снимает и надевает с помощью взрос­лого часть туалета в определённой последовательно­сти - платьице, штанишки, рубашку. При раздевании ребёнка надо учить аккуратно складывать одежду на стул.

 

Рекомендуемые игрушки:

 

Пирамидки, матрёшки (более сложные), песочницы, обручи, игрушечные телефоны, мячи. Сюжетные игрушки: куклы (одетые), куколь­ная мебель, алюминиевая посуда, игрушечные животные. Примитив­ный строительный материал. Различные тачки, тележки, машины, «мелочь» в мешочке или в коробоч­ке (cl года 6 мес.) и вода (к концу второго года) для игры. Заводные игрушки, простые музыкальные ин­струменты (барабан или бубен), мыльные пузыри.

Для игры детей второго года жизни следует оборудовать в ком­нате уголок, покрыть пол чистым ковриком, т.к. в этом возрасте ребёнок любит играть один на полу.

 

МЕДИЦИНСКИЕ