Воспитание и занятия с ребенком второго года жизни
ДЕТЕЙ
АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
На втором году с целью стимулирования понимания речи следует:
- увеличить число запоминаемых слов (названии, мебели, одежды, животных, птиц, растенийи др., названий частей тела, одежды и т.д.; качества предметов, основных действий);
- укреплять связи между предметами и обозначениями их словами. Развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюёт зернышко»);
- научить выполнять инструкции и поручения взрослого: в первом полугодии состоящие из 1 - 2 действий, во втором полугодии - из нескольких звеньев («пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси то-то»).
С целью стимуляции активной речи необходимо:
- увеличить число произносимых слов на первом полугодии до 30 простых (дай, иди, дядя) и звукоподражании («ав-ав», «би-би»), во втором полугодии - до 300 и более сложных слов, не только существительных и глаголов, но и обозначающих качество предмета и отношение между предметами (наречия, глаголы, прилагательные и т. д.). Приучать употреблять в речи 2-3 сложные фразы и вносить в речь грамматические изменения;
- совершенствовать подражание звукосочетаниям и словам, учить отвечать на речь взрослого не только движениями и действиями, но и доступными словами. Вызывать воспроизведение слов, обозначающих знакомые предметы, которые в данное время отсутствуют («где же наш мячик?», «скажи, где же наш мячик?»).
Для развитиядвижения нужно:
- совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ограниченной плоскости - по доске, перешагивать через одиночные препятствия, удерживать равновесие), лазанье (учить влезать на стремянку, перелезать через бревно, подлезать под скамейкой), бросание (учить бросать мяч в корзину). Во втором полугодии развивать умение бегать. Учить простейшим элементам пляски. Прыгать с высоты дети второго
года жизни не должны из-за особенностей анатомического строения стопы (плоскостопие);
- развивать (во втором полугодии) различные подражательные движения (»как мишка ходит», как зайка бегает»);
- приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению, а в конце года даже, по словам (стишки, песенки, сначала по одному, а потом и группе детей).
Развитие действий с предметами:
- учите ребёнка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
- обучайте проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т.д.); сюжетная игра на втором году жизни только зарождается (ребёнок воспроизводит отдельные действия шофёра., продавца и т.д.);
- развивайте умение доводить до конца освоенное действие (например, собрать всю пирамидку);
- используйте занятия с предметами для развития речи (называть предметы, свойства их, действия с ними).
Воспитание навыков при приёме пищи:
- с 1 года 2 мес. давайте ребёнку во время кормления в руку десертную или чайную ложку, направляя в рот своей рукой (ребёнок сначала держит ложку в кулачке);
- с 1 года 4-5 мес. побуждайте ребёнка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, лишь помогая ему регулировать движения. Учите самостоятельно пользоваться салфеткой (в 1 год 6 мес. ребёнок ест ложкой любую пищу, но ещё нередко проливает её, пользуется сам салфеткой при напоминании). Тогда к 2 годам ваш малыш будет есть аккуратно, не обливаться, пользоваться салфеткой (без напоминания).
Воспитание гигиенических навыков:
- на 2 году жизни ребёнок должен уметь снимать давать ребёнку низко висящее полотенце, потереть руки мылом;
- с 1 года 2-4 мес. следует обращать внимание на грязные руки, лицо, мокрый нос, вызывать отрицательное отношение к грязи (словом, тоном), тотчас вымыть запачканные руки ребёнку, вытереть нос,
добиваться, чтобы ребёнок привыкал быть чистым и впоследствии сам просил вымыть его или вытереть.
- С 1 года 6 мес. - необходимо учить
самостоятельно пользоваться носовым
платком, обращая внимание ребёнка на грязный нос и предлагая вытереть его (к 2 годам по мере надобности он сам пользуется платком).
Воспитание навыков одевания и раздевания:
- с 1 года ребёнок может самостоятельно стянуть колготки, сапожки, кофточку (в 1 год 2-3 мес. ребёнок охотно сам пытается раздеваться и одеваться);
- с 1 года 6 мес. - снимает и надевает колготки, штанишки;
- с 2-х лет - снимает и надевает с помощью взрослого часть туалета в определённой последовательности - платьице, штанишки, рубашку. При раздевании ребёнка надо учить аккуратно складывать одежду на стул.
Рекомендуемые игрушки:
Пирамидки, матрёшки (более сложные), песочницы, обручи, игрушечные телефоны, мячи. Сюжетные игрушки: куклы (одетые), кукольная мебель, алюминиевая посуда, игрушечные животные. Примитивный строительный материал. Различные тачки, тележки, машины, «мелочь» в мешочке или в коробочке (cl года 6 мес.) и вода (к концу второго года) для игры. Заводные игрушки, простые музыкальные инструменты (барабан или бубен), мыльные пузыри.
Для игры детей второго года жизни следует оборудовать в комнате уголок, покрыть пол чистым ковриком, т.к. в этом возрасте ребёнок любит играть один на полу.
МЕДИЦИНСКИЕ