Введение (установочная лекция)

Курса лекций по истории беларуси

 

В современном мире существует около 2 тыс. различных наук, функций которых является выработка и теоретическая систематизация объективной действительности. Свое, особое место в системе наук принадлежит истории. Важно разобраться в том, что предметомизучения истории как науки является, прежде всего, деятельность людей, вся совокупность отношений в обществе. В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую-нибудь одну из сторон общественной жизни, историяимеет дело со всей совокупностью жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных социальных функций:

- первая из них является описательной, или функция социальной памяти;

- второй, более значимой функцией является познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана на основе причинно-следственных связей выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества, конкретного континента, региона, страны. Все содержание истории Беларуси и мировой цивилизации как науки обязывает к приобретению фундаментальных знаний в этой области и гражданской ответственности за применение этих знаний в интересах общества;

- третья функция – прогностическая, или прикладная. Она призвана на основе теоретического осмысления изучаемого выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она позволяет исследовать не только один путь развития, но и другие альтернативные, и выбирать из них оптимальные;

- четвертая функция – воспитательная, которая заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, «своих корней» позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Таким образом, изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло ряд этапов своего развития.

1 Древнее общество. Его хронологические рамки – 40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э.

2 Средневековое - конец V-XV вв. Период более известный как развитие феодализма.

3 Новое время – XVI-XX вв. Охватывает период кризиса феодализма, становление и упадок буржуазного общества.

4 Новейшее время – с 1918 года.

В современной классификации (и это справедливо) выделяют период с момента становления современного государства – Республика Беларусь.

Для глубокого изучения курса существуют разнообразные исторические источники– материальные объекты, которые имеют социальную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством исторического познания. Весь комплекс источников ученые классифицируют на определенные типы и виды. Наиболее развернутым является деление исторических источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кинофотодокументы, (а теперь и фонодокументы).