Проза представителей легальной оппозиции

 

А) Историческая проза

 

На материале прошлого писатели исследовали проблемы, созвучные с современными. Историческая проза имела 2 аспекта: первый был связан с воссозданием реальных исторических фактов, второй – тайнописный, читаемый между строк.

В. Пикуль. Романы «Фаворит», «Пером и шпагой»

Б. Окуджава. Романы «Свидание с Бонапартом», «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов»

Ю. Трифонов. «Нетерпение»

В. Шукшин. «Я пришёл дать вам волю»

 

Б) Военная проза

 

Военная проза приобретает новое осмысление. В годы войны военная тема трактовалась в героическо-романтическом ключе, многое умалчивалось по цензурным причинам. В годы «послеоттепельного» двадцатилетия расширяются рамки правдивого изображения войны, помимо героики военных лет были показаны и трагедия войны, и критика сталинизма и его военной доктрины, и проявление карьеризма и трусости. С другой стороны, авторы поэтизировали личность, способную в жестоких условиях войны сохранить человеческие качества. Представители военной прозы напоминали современникам об истинно нравственном и безнравственном, о добре и зле.

Г. Бакланов. Повести «Пядь земли», «Мёртвые сраму не имут»

Ю. Бондарев. Повести «Последние залпы», «Батареи просят огня», романы «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра»

Б. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

В. Кондратьев. Повесть «Сашка»

К. Воробьёв. Повесть «Убиты под Москвой»

В. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда»

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Б. Окуждава. Повесть «Будь здоров, школяр»

В. Закруткин. Роман «Матерь человеческая»

К. Симонов. Трилогия «Живые и мёртвые»

 

В) Деревенская проза

 

Советская проза о деревне включала в себя произведения о социалистических преобразованиях и имела целью сформировать у людей новую идеологию, психологию и мораль («Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова). Деревенская проза, возникшая в начале 1960-х годов, воспринималась как оппозиция советской прозе о деревне. Представители деревенской прозы обратились к правде жизни и показали, в каком тяжёлом и бесправном положении находится деревня, показали негативные стороны процесса коллективизации. «Деревенщики» надеялись возродить деревню на основе нравственно-религиозных норм, которыми жила деревня на протяжении веков (патриархальный быт, труд, православие, уходящие в глубь веков народные представления о добре и зле).

Писатели-«деревенщики» пользовались большой популярностью до 1980-х годов, затем начали переживать творческий кризис. Идеал «деревенщиков» - прошлое, а прошлое вернуть нельзя. Вот почему своего читателя эти авторы к настоящему времени потеряли.

А. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

В. Белов. Повесть «Привычное дело»

В. Распутин. Повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар»

В. Астафьев. «Последний поклон»

(Астафьев близок к «деревенщикам», но у него более широкий творческий диапазон).

 

Г) Городская проза

 

Представители городской прозы освещали жизнь с позиций нонконформизма, т.е. придерживались взглядов, прямо противоположных тем, что господствовали в обществе. В центре изображения городской прозы – жизнь современников, их духовные устремления, цели, надежды, социальные конфликты. Авторы показали человека в будничном потоке жизни и дух общества брежневского периода. Впервые 1970-е годы были изображены не как эпоха развитого социализма, а как эпоха застоя. Были поставлены проблемы перерождения интеллигента в обывателя, конформиста, потребителя, проблемы разрушения личности и не свойственные советскому обществу проблемы одиночества.

Ю. Трифонов. Повести «Обмен», «Долгое прощание», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», «Дом на набережной»

А. Битов. Роман «Улетающий Монахов»

В. Маканин. Повести «Человек свиты», «Антилидер», «Один и одна», «Утрата»

Р. Киреев. Роман «Победитель»

А. Ким. Роман «Белка»

В. Орлов. Роман «Альтист Данилов»