Тема мировой истории, мифологии

Урбанистическая тема

Валерий Брюсов (1873-1924)

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ПОЭЗИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.

 

Серебряный век (1890-1920) – период расцвета русской поэзии в начале ХХ века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Символизм

 

Символизм явился порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в неприятии общественной жизни, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного познания, в увлечении идеалистической философией. Этот кризис приводит к появлению нового типа сознания - декадентства.

Декаданс (от лат. упадок) был вызван состоянием уныния, пессимизма, безнадёжности. Декадентство – это обобщающее определение кризисных явлений в культуре и общественной жизни.

Русский символизм зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Поэтому литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские.

Хронологические рамки русского символизма – 1890-1910 гг.

На становление символизма в России оказали влияние:

§ немецкая идеалистическая философия (Кант, Шопенгауэр, Шеллинг, Ницше);

§ французский символизм (поэзия Поля Верлена, Шарля Бодлера);

§ отечественная литературная традиция (поэзия Тютчева, Фета, проза Достоевского).

Русский символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

«Старшие» символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский, В. Брюсов, К. Бальмонт) воспринимали символизм в эстетическом плане, «младшие» (А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Эллис) – в философско-религиозном.

Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Мережковский в своей книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1853) установил 3 главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ передаёт сокровенный смысл, он неоднозначен и не воспринимается на логическом уровне. Главная задача символа - открывать тайну тем, кто способен её понять.

 

 

 

Валерий Брюсов – основоположник русского символизма.

Основные темы поэзии Брюсова:

 

 

Урбанистическая тема (или тема города) – главная тема поэзии Брюсова. Город – воплощение мощи современной цивилизации.

«Городу»

«К Медному всаднику»

«Ночью»

«Сумерки»

 

 

Эта тема у Брюсова имеет непосредственную связь с современностью, с современной цивилизацией.

«Грядущие гунны»

«Правда вечная кумиров»

«Юлий Цезарь»

«Ассаргадон»

«Довольным»

«К счастливым»

«В моей стране»