Мультимедиа и другие сферы

Мультимедиа и технологии программирования

Мультимедиа — это новая технология создания программных продуктов, избавляющая пользователя-непрофессионала от необходимости сложного программирования программных объектов (звуки, эффекты динамической графики, диалоговые меню и т. п.). Это реализовано в специальных мультимедийных оболоч­ках. В подготовке программ на базе таких мультимедийных обо­лочек возрастает элемент творчества.

Мультимедийная технология служит перспективным и на­дежным средством, позволяющим создателю учебного текста (рекламного ролика и т. д.) предоставить массивы информа­ции в большем объеме, чем это может ожидать пользователь; наглядно, в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п.; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответ­ствует логике познания и темпам восприятия конкретного пользователя.

Практика создания программ показывает, что на сегодняш­ний день сложился своего рода порочный круг: специалисты, занятые содержанием своего учебного курса, не имеют возмож­ности, а порой и желания подключаться к процессу создания мультимедийных программ. Программисты же порой делают их как бы «на века», без учета профиля (например, в случае обуча­ющих программ — без учета опыта педагогической работы, спе­цифики содержательного параметра конкретного учебного пред­мета). Вместе с тем, особенно для начинающих педагогов, необ­ходимы хорошо структурированные и содержательно наполнен­ные программы, готовые к использованию в реальном учебном процессе.

Хороший педагог не всегда готов воспринимать и исполь­зовать даже хорошо продуманные готовые программы, ибо он, как педагог-профессионал, имеет свою концептуальную ли­нию, свое видение и решение проблемы, поставленной в лек­ции, в теме, курсе. Поэтому только совместные усилия, с одной стороны, программистов, подготовивших хорошие мультимедийные оболочки, и с другой стороны - професси­оналов, прекрасно знающих свою предметную область, могут дать реальный и желаемый эффект в процессе создания обу­чающих программ.

Интернет быстро превращается во все более привлекатель­ный источник информации о выборах. Такой вывод сделал авторитетный американский исследовательский «Центр Пью для народа и прессы» (The Pew Research Center for the People and the Press). Согласно данным опубликованного им опроса, се­годня 13% потенциальных избирателей пользуются «Всемир­ной паутиной», чтобы узнать о предвыборной расстановке сил в США53. По данным Центра Избиркома РФ, это направление получит свое развитие на парламентских выборах 2007 г.

Особую область применения мультимедиа представляют си­стемы сетевых видеоконференций. Технологии видеоконференцсвязи лежат в основе систем телемедицины, дистанционного обучения и компьютерного обеспечения работы распределенных коллективов. В развитых странах указанные технологии широко используются также в коммерческой деятельности и при управлении производством.

Технологии видеоконференций значимы для таких форумов, как семинары, конференции, конгрессы и т. п., которые являются важной формой обмена профессиональной информа­цией. Актуальность развития систем видеоконференций в России обусловлена рядом присущих нашей стране особенностей:
наличием значительного количества территориально удаленных
друг от друга научных и образовательных центров, недостатком
средств для обеспечения адекватного уровня традиционных
форм научного сотрудничества, таких, как национальные и международные конференции, научные командировку и т. п.

В наше время одними из наиболее острых проблем гло­бального характера являются проблемы антропогенного из­менения климата и загрязне­ния окружающей среды. Поэтому мониторинг окружающей среды, развитие космического экологического мони­торинга являются актуальными научными и практическими задачами, реализация которых предполагает широкое использование телекоммуникационной инфраструктуры, а также гипертекстовых и интерактивных информационных технологий. Актуальной является также проблема интегрирования нацио­нальных информационных ресурсов по окружающей среде, со­здание региональных баз данных и расширение электронных коллекций по результатам космического экологического мони­торинга. Не менее актуальными являются исследования в обла­сти биоинформатики, биоинженерии.

Мультимедиа применяется в картографии, в управлении транспортом на магистралях, обучении правилам вождения авто­мобиля, при тренировке летчиков и космонавтов. Коллекционе­ры могут составлять детальные каталоги слайдов с изображени­ями почтовых марок, этикеток, произведений искусства из кар­тинных галерей и др.

Благодаря мультимедиа становится возможной реализация проекта лауреата Пулитцеровской литературной премии амери­канского писателя Роберта Олена Батлера, заявившего о своем желании транслировать процесс создания литературного произ­ведения через Интернет в режиме реального времени (hup:// www.fsu.edu/~butler). По мнению Батлера (Университет штата, Флорида), это позволит читателям лучше познакомиться с процессом литературного творчества и несколько по-иному взглянуть на книги.

Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения будут расширяться, совершенствуя наш мир и открывая новые миры, предоставляя информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и прежде всего самого человека, его мировос­приятие.

Компьютерная анимация предполагает использование компьютерного оборудования и программного обеспечения для создания анимации. Есть несколько разных путей подготовки компьютерной анимации. Один из них - использование специального программного обеспечения трехмерной или двухмерной анимации. Подобные программы позволяют создавать модели объектов, задавать движение, освещение, материальные свойства объектов и выполнять рендеринг. Наиболее распространенным способом создания анимации является метод ключевых или опорных кадров (keyframing). При использовании этого метода объекты вручную устанавливаются в требуемые положения, соответствующие моментам времени ключевых кадров, а система компьютерной анимации автоматически строит все недостающие кадры между опорными, изображая объекты на промежуточных стадиях их движения.

Для моделирования движений, или эффектов, которые трудно воспроизвести с помощью ключевых кадров, используется процедурная анимация. Процедурные контроллеры анимации рассчитывают текущие значения параметров анимации, основываясь на начальных значениях, заданных пользователем, и на математических выражениях, описывающих изменение параметров во времени. Этот метод позволяет выполнять качественные анимации.

Другой путь для создания компьютерной анимации - это использование стандартных средств компьютерной графики (графических редакторов) для рисования одиночных кадров и компоновки их в необходимой последовательности. Одиночные кадры могут быть позднее сохранены в необходимом компьютерном формате или выведены на видео.