Мультимедиа: дефиниции и подходы

ЛЕКЦИЯ 7. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Мультимедийные системы; компьютерная обработка аудио (звук, речь, музыка) и видеоданных

Понятие мультимедийных систем.

Описание технических средств, используемых в современных компьютерных технологиях.

Принципы работы мультимедиа - объединение изображения и звука.

Стандарт MPC. Взаимодействие аппаратного и програмного обеспечения. Аудиоплаты.

Подключение дисковода CD-ROM. Удаление и инсталляция драйверов. Подключение внешних устройств к аудиоплате.

 

 

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как «мультимедиа», «медийное искусство», «медиакультура». Они не являются синонимами, но у этих фе­номенов есть точки взаимопересечения. Что же такое мульти­медиа, какова его природа и отличительные особенности?

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на английский лад — «малтимедиа». Происходит он от соедине­ния английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ). Таким обра­зом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

За этим, казалось бы, вполне понятным обозначением муль­тимедиа кроется множество оттенков, требующих дальнейшего уточнения и детализации, так как природа мультимедиа намного глубже и сложнее, а его характер и особенности находятся в «эмбриональной» стадии изучения. Это естественно, ведь муль­тимедиа еще достаточно молодое явление.

Чем больше появляется книг и исследований, посвященных мультимедиа, тем более загадочным, многообещающим, но не­сколько расплывчатым становится его содержание. Дебаты вок­руг термина «мультимедиа» напоминают многолетние дискуссии вокруг определений таких явлений глобального уровня, как «здо­ровье», «счастье», «информация», «культура»: все интуитивно осознают, что кроется за ними, могут сформулировать признаки соответствующих им антонимов, но дать исчерпывающее определение, которое удовлетворило бы всех участников дискуссий и высветило все грани данных феноменов, очень сложно. То же происходит и с мультимедиа.

Ряд специалистов полагает, что вообще нет смысла долго говорить о том, что такое мультимедиа, так как «это туманный термин, не переводящийся на нормальный язык»; достаточ­но знать, что данное явление есть. Не будем столь категоричны и, коль скоро существует данный феномен, попытаемся в нем разобраться.

Действительно, «мультимедиа» — один из терминов, кото­рый может означать разные вещи, предназначенные для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много дисцип­лин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере это сайтостроение, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и т. д.; в средствах массовой информации — журналистика, в том числе и интернет-журна­листика, речевые и социальные коммуникации и др.; в искус­стве — сетевое искусство, компьютерная анимация, компью­терный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и др.). Трудно определить, где мультимедиа начинается и где заканчивается. Очень образно по этому поводу высказался Джефф Бургер (Jeff Burger), обозреватель журнала «Новые медиа» (New Media): «Определение мультимедиа напоминает мне старую притчу о трех слепых, впервые повстречавшихся со слоном. Один притрагивается к хвосту слона и говорит, что это похоже на канат. Другой, охватывая ногу животного, описывает его как дерево. Третий, держась за хобот, уверяет, что это змея. Назначение мультимедиа меняется в зависимости от того, где и для кого предполагается использовать это средство, в каких целях».

Таким образом, под мультимедиа понимаются и мультимедий­ная программа-оболочка, и продукт, сделанный на основе мульти­медийной технологии, и компьютерное оснащение (наличие в ком­пьютере CD-ROM/DVD-Drive — специального устройства для CD и DVD-продукции, звуковой и видеоплат, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации; наличие соответствующего объема памяти компьютера, разрешающая спо­собность монитора и некоторые другие параметры).

Вместе с тем мультимедиа — это особый вид компьютер­ной технологии, который объединяет в себе как традицион­ную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую — речь, музыку, видеофрагменты, ани­мацию и т. п.

Эта «технико-технологическая трактовка» понятия «мульти­медиа» чаще всего используется специалистами в области компьютерных технологий и позволяет им включать в состав мультиме­диа широкий спектр информационных возможностей, использую­щих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на реципиента (ставшего од­новременно и читателем/пользователем информации, и слушате­лем, и зрителем).

Поскольку технологии мультимедиа являются комплексны­ми, то и отдельные элементы этих технологий стали обозначать­ся самостоятельными терминами, где слово «мультимедиа» ис­пользуется в качестве прилагательного: мультимедиа-процессы, мультимедиа-системы, мультимедиа-программы, мультимедиа-продукты, мультимедиа-услуги. В целях благозвучия было бы правильным использовать в таких словосочетаниях прилагатель­ное «мультимедийный/ая».

Благодаря одновременному воздействию на потребителя гра­фической, аудиальной (звуковой) и визуальной информации мультимедийные средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, так и в практику информационных учреждений и в домашний досуг. Отдельным направлением развития мультимедийных средств является их использование в так называемых «бизнес-приложениях» — программах для специалистов различного про­филя.

Мультимедийные ресурсы отличаются от немультимедийных прежде всего тем, что: данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифро­вой форме с применением компьютера; они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т. д.); их существенной особенностью является интерактивность — активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной интер­нет-продукт, например, и тут же добавить в него свои матери­алы, тем самым выступая его соавтором, сотворцом; они включают гипертекст.

Будучи информационно-коммуникационной технологией, мультимедиа позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует по­степенному нивелированию разрыва между центром и перифери­ей по концентрации культурной жизни исключительно в мегапо­лисах. В результате мультимедийные, и в частности интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны) позволяют российскому, и не только российскому, сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы.

Мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим нахо­дить самые разнообразные и действенные формы и методы са­мореализации.

Тотальная технологизация охватила все сферы жизнедеятель­ности современного общества. Непременная установка на про­гресс и инновацию, заложенная в самой логике развития техно­логий, должна позитивно и стимулирующе воздействовать на культуру и искусство, все активнее обращающиеся к их услугам.

Поэтому продуктивным для осмысления природы мультиме­диа, является подход, позволяющий рассмотреть мультимедиа как явление культуры.

В настоящий момент современные информационно-ком­муникационные технологии, в особенности интенсивно раз­вивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого по­тенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества для решения общих проблем. Образование на основе совмес­тных интересов локальных и интернациональных сообществ благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (культурные и арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т. д.) в целом ускоряет развитие культуры и общественных связей, делает их динамичными.

Отличительной чертой современньгх информационных, преж­де всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антропологическую функцию информационные тех­нологии способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное ове­ществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его осмысления.

Еще Маршалл Маклюэн - первый теоретик массмедиа, во многом опередивший свое время и по сути дела предсказавший еще в 1970-х гг. наступление эпохи информационных техноло­гий, — предложил культурологическую концепцию, в которой описывалась последовательная эволюция технических средств в разные периоды истории, революционно преобразовывавших всю практику (и сопутствующую ей теорию) межчеловеческой коммуникации - от колеса и печатного пресса Гутенберга до сверхзвуковой авиации и цветного телевидения. Отсутствие в этой цепи компьютера и глобальной сети Интернет обусловлено лишь тем обстоятельством, что Маклюэн скончался в 1980 г., за год до изобретения персонального компьютера, сумев, однако, с удивительной прозорливостью предсказать чуть ли не все те изменения, которые привнесло в нашу жизнь это очередное ключевое новшество в сфере технологий коммуникации.